Преп. Еразм Печерский

(Будут ли награждены оть Бога те, которые жертвуют что либо на устроение святых храмов?)

   I. Некоторые из христиан много жертвуют на устройство или украшение храмов Божиих, но при этом сомневаются – будет ли им за это награда от Бога или нет, и думают: не лучше ли бы деньги, употребленныя на храм, раздать нищим, и примет ли Бог их жертву? – Что сказать таковым? Скажем, что и сие подобает творити и онех не оставляти; т. е. хорошо помогать и нищим, но также хорошо жертвовать и на украшение храмов Божиих. И как несомненно то, что первое не будет забыто Богом, так равно также несомненно и то, что и за последнее наградит Он. Скажут: чем это последнее можно доказать? Отвечаем: во 1-х, тем, что церковь Божия каждый день молится о плодоносящих и добродеющих во св. храме Божием, и каждый день вопиет: освяти любящих благолепие храма Твоего; а молитва церкви всегда сильна пред Богом; а во 2-х, можно доказать и тем, что в житиях святых находим указания на то, что Господь и Царица небесная устроителям и украсителям храмов Божиих являли с своей стороны особенную любовь и милосердие. Одно из таковых указаний для вашего назидания, братие, мы и намерены привести в настоящий раз.
   II. Преподобный Еразм, инок печерский, память коего св. церковь совершает ныне, был до иночества человеком богатым. Когда же сделался монахом, он пришел к мысли, что иноку не должно иметь богатства и, по любви к благолепию дома Божия, решил употребить его на украшение церковное и многия иконы в церкви печерской обновил золотом и серебром. Он сначала проводил благочестивую жизнь, но потом пал после следующаго искушения: когда он истратил все свое имущество на украшение церкви, то знакомые стали презирать его, как бедняка, а диавол явился с кознями. Он стал влагать Еразму мысли, что он напрасно иждил на храм имение свое, что награды ему за то от Бога никакой не будет, и что он лучше бы сделал, еслиб роздал имение свое нищим. Еразм принял к сердцу внушение диавольское и, принявши, впал в отчаяние и стал проводить жизнь во всяком небрежении и лености. Но вскоре Бог вразумил его. Еразм впал в жестокую болезнь и лишился языка и зрения, и семь дней оставался по-видимому в безнадежном состоянии. На восьмой день собрались к нему иноки и, видя его страдальческое положение, говорили: «горе, горе душе его! Так как он жил в лености и грехах, то вот за это и мучается». Когда они говорили так, вдруг Еразм, к общему изумлению, встал с постели совершенно здоровым и потом, седши, сказал: «подлинно, отцы и братие, я таков, каким вы меня считаете, и жил без покаяния, но вот что со мною случилось: сегодня явились мне преподобные Антоний и Феодосий и сказали: мы за тебя молились Господу и по нашим молитвам Он даст тебе время на покаяние. Потом я увидел Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках и множество святых с Нею. И Владычица сказала мне: «Еразм, поелику ты украсил церковь Мою иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в царстве Сына Моего. Нищих всегда имеете с собою, церкви же Моей не имели. Итак, возставши, покайся и прими великий ангельский образ; в третий же день я возьму тебя чистым к Себе». Сказав это, Еразм начал открыто пред братиею исповедывать грехи свои, и за тем пошел в церковь и здесь был пострижен в схиму. На третий день после сего он скончался (Ч.-М. февр. 24 д.).
   III. И так, любящие благолепие дома Божия, не безпокойтесь: ваши жертвы, которыя вы делаете на храмы святые, – не пропадут. Господь видит их, и оне, как вы могли убедиться из сейчас приведеннаго примера, приятны Ему, и несомненно за них и вам Он явит Свое милосердие, как явил его чрез Свою Пречистую Матерь и святому Еразму. Да и может ли быть иначе? Вы украшали храм Божий для Бога: а за Богом может ли что пропасть? И может ли Он остаться у кого в долгу? Очевидно нет; ибо Тот, у Котораго в руках богатство и слава всего мира, не может остаться в долгу у кого либо из нас, и несомненно поэтому и освятит и прославит, т. е. вознаградит и тех, которые, по любви к Нему, любят и благолепие дома Его и, по той же любви, плодоносят и добродеют в нем. И заметьте еще и то, как вознаградит: вот что говорится в заключении жития Еразма: «украшение церкве Богу угодно есть и в лике святых вчиняет». Слышите ли? Богу угодно благоукрашение св. храмов и в лике святых Он за сие вчиняет! После сего нужно ли еще убеждать вас в благотворности для вас же ваших жертв на храм? Думаем, что нет, и что приведенныя святоотеческия слова, сами собою, сильны убедить вас. В виду этого и кончаем слово лишь пожеланием, чтобы вы и на будущее время, ради собственной же вашей пользы, щедрою рукою благотворили дому Божию, с надеждою сторицею получить за свои благотворения от щедрой руки Господней воздаяние в жизни будущей. Аминь.

Источник azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *