Св. Григорий Богослов

(О примирении с ближними).

   I. Св. Григорий, архиеп. константинопольский, память коего совершается ныне, прославился своею высокою жизнию. По желанию императора Феодосия и народа, Григорий был избран на константинопольскую кафедру и председательствовал на втором вселенском соборе. Но когда на соборе произошел раздор по поводу сего избрания, то св. святитель добровольно отказался от константинопольской кафедры. «Я охотно следую пророку Ионе, сказал св. Григорий, отказываясь от своей должности: для спасения корабля (то есть церкви) и я готов жертвовать собою». После сего святитель Григорий посвятил себя строгой пустыннической жbзни: жил среди утесов, около зверей, ходил босыми ногами, носил худую одежду, спал на голой земле и никогда не возжигал огня, чтобы согреть тело свое. Он оставил после себя много замечательных сочинений, за которыя, особенно за сочинения о Боге-Слове, Спасителе мира, был прозван Богословом. Подобно Василию Великому и Иоанну Златоусту, он называется великим и вселенским учителем. Почил он в 389 году. . .
   II. Св. Григорий, добровольно отказавшийся от кафедры константинопольскаго архиепископа, дабы прекратить раздор и водворить мир, столь любезный его душе, научает и нас, братие, всеми силами стараться о сохранении христианскаго мира между людьми.
   Чаще всего христианский мир между людьми не возстановляется потому, что из-за гордости, мстителmности или иных страстей, не хотят простить врагам своим и примириться с ними. Но истинный христианин должен стать выше страстей, которыя могут увлечь его к погибели, и непременно мириться со своими врагами, если только это от него зависит..
   а) Причины, побуждающия нас ко взаимному примирению, по учению св. Тихона Задонскаго, суть следующия:
Бог повелевает оставлять ближнему обиды и примиряться…
Христианская любовь требует, дабы брату нашему, оскорбившему нас по немощи, или диавольскому наущению, не мстить, но умилосердившись, простить, – и не попущать гневу в злобу и ненависть возрасти, но тотчас начинающее куриться зло угасить духом кротости и человеколюбия.
Да подвигнет нас ко взаимному прощению и друг друга помилованию милосердие Божие, которое на всяк день и час нам согрешающим является… Ибо все мы, кто бы ни были, человеки есмы, грешники есмы, земля и пепел есмы: в сравнении пред Богом, пред Которым весь свет, как капля, мы ничто. Велико ли убо, когда человек человеку согрешает, и грешник грешнику прощает?..
Да подвигнет нас к прощению ближних собственная наша польза! Ибо кто прощает ближнему, тому удобный приступ к благости Божией отверзается;… а тот, кто не отпускает согрешений брату, как скажет: «Отче наш!.. остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим..».
«Аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя… Остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Матф. 5:23-26). Смотри, христианине, коль нужно нам с ближним нашим примирение. Бог ни покаяния нашего, ни молитвы, ни иного чего от нас не приемлет, пока с ближним нашим не примиримся… Словом ближняго твоего ты оскорбил, словом и примирись: смирись пред ним и испроси прощение. Делом ближняго твоего оскорбил: делом и примирис…
   б) Все возражения против христ. мира тот же святитель так опровергает. «Мне ли у него просить прощения? Он – простец, а я благородный». Но и он человек есть, как и ты: у Бога все мы по естеству равны…
   «Он-де злой человек?» Не твое дело его судить; един Бог судить по внутреннему, а не по внешнему.
   «Он-де моим смирением вознесется?» Не правда; видя твое смирение, и сам смирится.
   «Я-де ни в чем не виноват; он меня без всякой причины оскорбил?» Бывает сие: но в чем нам виноват Бог? «Праведен Господь и несть неправды в Нем»; однакоже безстыдно согрешаем и оскорбляем Его: и просим милости и получаем милость.
   III. Оставим же все отговорки, и «мир» дадим всем. (Сост. Г. Д-ко по твор. св. Тихона задонскаго).

Источник azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *