Святой апостол Тимофей

(О повиновении духовным наставникам).

   I. Когда св. ап. Павел проповедывал в городе Листре и совершил там чудо, исцелив хромого, многие из жителей этого города уверовали в Господа, в том числе одна евреянка. Она, приняв к себе в дом святаго апостола, просила его взять сына ея в число учеников своих. Юношу звали Тимофеем, память коего совершается ныне. Апостол Павел дал Тимофею наставления; удаляясь из Листры, он поручил его другим христианам и потом, видя, что юноша исполнен веры и любви к Господу, взял его с собою.
   С этих пор св. Тимофей сделался верным спутником св. апостола Павла и любимым его учеником. Он с ним вместе трудился и терпел гонения, посещал с ним Ефес, Коринф и многие другие города и области Греции и Малой Азии, и ревностно помогал ему распространять слово Божие. Иногда апостол Павел, вполне доверяя любимому ученику своему, посылал его к новообращенным, чтобы укреплять их в вере. С таким поручением был он послан к фессалоникийцам и коринфянам. К самому же Тимофею св. апостол Павел написал два послания, исполненныя любви и мудрых поучений. «Ты, человек Божий», говорит он между прочим, «убегай сребролюбия, а старайся успевать в правде, благочестии, вере, любви, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры; достигай вечной жизни, для которой ты и призван и которую исповедал добрым исповеданием, перед многими свидетелями» (1 Тимоф. VI, 11, 12).
   Тимофей свято исполнял повеления святаго учителя своего и подражал его св. жизни. Св. ап. Павел свидетельствует о нем: «ты последовал мне в учении, жизни, расположении, вере, великодушии, любви, терпении» (2 Тим. III:10). Он был первым епископом Ефеса и с ревностию старался утвердить веру христианскую: он также пользовался наставлениями и св. Иоанна Богослова, который проповедывал в Малой Азии и по смерти св. Тимофея, по возвращении своем с Патмоса, принял епископство ефесское. Св. Тимофей до конца явил себя добрым воином Христа, и в 91-м году скончался мученическою смертию за имя Господне.
«Св. ап. Тимофей», свято исполнявший волю своего великаго учителя ап. Павла, котораго подражателем он был во всем, «научает нас повиноваться своим духовным наставникам» и подражать их житию.
   II. Слово Божие учит: «повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших / (Евр. XII:17).
   а) Нужны ли доказательства и убеждения, чтобы сия заповедь принята была, как необходимая к исполнению?
   Никакое общество не может быть благоустроено, и даже существовать не может, без начальников или наставников. А начальники и наставники не могут благоустроить общества без повиновения подчиненных и наставляемых.
   б) По слову Христову (Иоан.17:3), живот вечный, или вечное блаженство, заключается в том, чтобы знать единаго истиннаго Бога и посланнаго им I. Христа. По слову апостольскому «веровати подобает приходящему к Богу» (Евр.XI:6). Но Бог непостижим, и Христос есть «тайна сокровенная от веков и родов в Боге, ныне же явленная святым Его» (Кол. I:26), не в мерцании разума естественнаго, но в свете откровения благодатнаго. Отсюда необходимо происходит вопрос апостола: «како уверуют, его же не услышаша? како же услышат без проповедующаго» (Рим. X:14)? – Надобен проповедник истины Божией, наставник в вере, строитель таин благодатных.
   в) Слово Божие сказует, и опыт показывает, что человек рождается зараженный прародительским грехом. Святое крещение возрождает его в новую жизнь, но не уничтожает тотчас же жизни ветхаго человека; ибо вседействующая благодать Божия дает место действию веры и подвигу человека, дабы милость была не без правды, и дабы мы добровольно приняли спасение. Посему мы непрестанно должны быть то в подвиге против греха явно в нас более или менее живущаго и действующаго, то на страже против греха, готоваго нас искусить, прельстить, поработить и умертвить. Как укрепиться в сем подвиге? Как не воздремать на сей страже? Как победить привычку ко греху? Как устоять против прелести греха? Как возбудить в себе ненависть ко греху?
   Решится ли кто сказать, что это все очень просто, и что для сего не нужно искать наставника, «имущаго чувствия обучена долгим учением в разсуждение добра же и зла» (Евр. V:14)?
   III. «Слышащие сие, может быть, думают, и готовы сказать: дайте нам, таких наставников, как святый Павел, как св. Тимофей; мы желали бы повиноваться и покоряться таким наставникам».
   а) Вы думаете, что вы совершенно повиновались бы наставникам, если бы имели наставников превосходных? Сомнительно. Когда Сам I. Христос избрал и посылал апостолов Своих проповедывать царствие небесное, Сам дал им наставления, как должны они наставлять других, даровал им силу исцелять больных, воскрешать мертвых, изгонять бесов: не превосходные ли это были наставники? При всем том, в наставлениях им Господь сказал: «иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому, или из града того, отрясите прах от ног ваших / (Матф. X:14), – то есть, Он предвидел, что найдутся домы и целые города, которые не захотят слушать сих превосходных наставников. Смиренный и искренно желающий спасения со вниманием слушает и посредственнаго наставника, и успевает в добре; а кто, по самонадеянности или рассеянности пренебрегает обыкновенным наставником, тот едва ли воспользуется превосходным. Желайте искренно душеспасительнаго наставления; расположитесь принимать его с верою: силен и верен Бог, желающий всем спастися, и чрез недостойнаго наставника преподать вам совершенное наставление, и мнящихся быть мудрыми чрез немудраго вразумить, подобно как некогда «подъяремник безгласен, человеческим гласом провещавш, возбрани пророка безумие» (2 Петр. II. 16).
   б) Некоторые, стараясь не столько исправить, как оправдать свою жизнь, небрежную, несообразную с учением Христовым, думают найти себе оправдание в том, что иные наставники не так хорошо живут, как учат. Нет, самопоставленные судии своих наставников, вы не найдете своего оправдания в вашем осуждении. Мы будем осуждены, если живем недостойно преподаваемаго нами учения: но и вы также будете осуждены, и за то, что осуждаете ближняго вопреки запрещению Самого I. Христа, и за то, что не последуете святому учению, которое не перестает быть святым от того, что проходит чрез грешныя уста. Истинный Судия мира, Христос Спаситель строго осуждал жизнь и дела фарисеев: но повелевал уважать и исполнять преподаваемое ими учение закона Божия: «вся елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите, глаголют бо и не творят» (Матф. XXIII:3).

Источник azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *