Православная газета города Качканар выпуск 6

Образование умирает, родители остаются

Как вырастить ребенка образованным человеком в условиях кризиса системы образования? Кто может прийти на помощь родителям в этом деле, а что находится в их собственных руках?

Реформы в школе начались четверть века назад, когда за партами сидело поколение родителей нынешних выпускников и студентов. С тех пор школьное образование переживает полосу бесконечных перемен и пребывает в затяжном кризисе. Но дети растут, и их учебу нельзя отложить до тех пор, пока дела в образовании наладятся. Что же делать родителям?
Этот вопрос я задала своим коллегам. На мои вопросы ответили, не советуясь друг с другом, двенадцать учителей — литераторы, математики, историки, преподаватели иностранного языка, географии и других предметов, а также школьный психолог.
Первое и главное, к чему коллеги пришли, не сговариваясь, это неожиданный вывод: кризис образования возвращает семье ее место в воспитании и обучении ребенка. Родители слишком привыкли полагаться на школу: она дает знания, она социализирует ребенка… Но школа — крайне несовершенный, к тому же основанный на принуждении механизм социализации.
И кризис образования — это даже хорошо: он дает семье шанс подумать о смысле и целях образования. «Школе уже нельзя передоверить ребенка, — пишут коллеги, — и это хорошо: значит, ребенок возвращается в семью».
Известно, что «образование» — это калька с немецкого Bildung: придание образа, создание образа. И главное, о чем родителям стоит задуматься, — это тот образ, который они хотят придать своему подрастающему ребенку. И, естественно, насколько школьное обучение соответствует этой задаче.
Современная школа воспитывает наемного работника. Ее задача — обучить за определенное время и минимум денег максимум работников, которые должны будут найти свое место в рамках существующей экономики. Совпадает ли эта задача школы с теми задачами, которые ставит перед собой семья? Можем ли мы передоверить школе обучение своих детей?

Самое главное, наверное — это твердая уверенность, что школа для ребенка и его семьи — это не вся жизнь. Что оценки означают только одно: работа ребенка соответствует или не соответствует требованиям этого учителя в этой школе. Что жизнь семьи, ее отпуска и каникулы, ее праздники, настроение и отношения друг с другом не могут и не должны зависеть от школьных оценок ребенка.
И даже если ребенок не особенно хорошо учится в школе — за ее пределами должны существовать не только уроки и компьютер, но и большой, разнообразный, интересный мир.
Знакомство с этим миром тоже стоит начинать не с сидения за партой и не с предъявления карточек по Доману и презентаций с картинками. Ребенок учится, познавая предметный мир, — так надо дать ему материал для познания мира. И не торопиться каждую минуту впихивать ему в голову академические знания, повторяя на пляже устный счет. На пляже лучше плавать и строить замки из песка. Поле и речка, огород и прабабушкин курятник, муравейник в лесу, птицы в кормушке дают множество материала для «развивающих занятий». Только, разумеется, не в лекционной форме. Самое лучшее — разговаривать, вместе рассматривать, вместе изучать.
Важно учить ребенка что-то делать своими руками. Человек, умеющий держать в руках только вилку или компьютерную мышь, лишен чего-то очень существенного в жизни. Важно не торопиться. Не предлагать ребенку все ответы до того, как у него появились вопросы. Если торопиться, вопросы могут не появиться никогда. Современные психологи все чаще говорят о том, что дети, которым слишком торопились всё рассказать об устройстве мира, теряют желание изучать этот мир.
Для дошкольника важно играть. И с другими детьми, и со взрослыми. Игра — это не пустяк: в игре ребенок учится воле и выдержке, планированию своих действий, спокойному отношению к проигрышам и поражениям, настойчивости, — всему тому, что потом так нужно в школе.
Даже всеми проклятых компьютерных игр не стоит бояться, если родители играют в них вместе с детьми: ничто так не укрепляет родительско-детские отношения, как совместно выигранный раунд «Конкистадора» или несколько партий в «Крокодил». Многие выросшие дети сейчас с удовольствием вспоминают уютные вечера, когда вместе с папой бегали по инопланетным лабиринтам и спасались от космических монстров.
И телевизор вместе можно смотреть, если выбирать, что именно смотреть, и обсуждать то, что видишь. Например, лет в 10, когда дети начинают входить в возраст бурной социализации, многие с удовольствием смотрят подростковые сериалы вроде «Ранеток» или «Кадетства». Одни родители брезгливо запрещают смотреть «эту гадость», другие смотрят вместе с детьми и обнаруживают, что на примере телевизионных историй с ребенком можно спокойно обсудить сложные этические проблемы, поискать пути выхода из конфликтных ситуаций, задуматься о причинах поступков других людей.
Главное — не пользоваться телевизором, компьютером и планшетом как заместителями родителей.
Ирина Лукьянова. Фома.ру. Публикуется с сокращениями. Фото Наталии Федоровой, Екатерины Степановой.

 

От земли к небу

Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое, земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви.

Согласно Евангельским повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых, Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа.
Бог сотворил Человека прямостоящим. Ему невозможно, не теряя достоинства, менять естественное положение тела — на четвереньках человек — не совсем человек. Вот блудный сын, измученный голодом, желает питаться из свиного корыта. Не иначе, ему для этого нужно склониться, опуститься на землю, стать одного роста с презираемыми животными.
Так грех гнет нас к земле. Сначала – напором искушений, от которых подгибаются колени, затем стыдом, когда лицо опущено и на высоту небесную смотреть совестно. Еще грех не стал делом, не совершился как факт, еще он только в виде помысла живет в сердце, словно червь – в яблоке, а человек уже опускает глаза.
Такое естественное движение головы и глаз, как взгляд на небо, не всем дается одинаково просто. Человек, мучимый совестью, гораздо естественней сгибается к земле, опускает глаза. Небо, этот «престол Божий» осознается чистым и святым. Поэтому блудный сын, составляя покаянную молитву, готовится сказать: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою».
И вот Вознесение выпрямляет наши согбенные спины. Оно заставляет смотреть вверх, причем – с радостью.
Так в день Вознесения, проводив Христа долгим взглядом, апостолы возвратились в Иерусалим «с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога». Христос жив! Христос вышел победителем из схватки со смертью!
Христос возносится, и люди смотрят в небо. Вот знаменательная картина. Ничего великого и интересного в этот час нет для апостолов на земле. Все самое важное для них там, куда Христос восходит. Небом же, но уже ясным и дневным, будет возвещено и Второе пришествие. Вот ангелы в белых ризах говорят апостолам: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11).
Праздник Вознесения становится праздником возвещения о Втором пришествии. Это теперь – главная цель поднятия на небо глаз. Но не забудем и Крест Голгофский. Он тоже, как помним, заставлял восклониться и распрямиться нам, покаявшимся чадам Божиим.
Восклонимся и распрямимся, грешники. Распрямим спины все, искупленные кровью Сына Божия; все, не забывшие об этой великой цене искупления; все, говорящие Христу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).

Настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иерей Геннадий (Чечулин).

Из истории праздника.
Праздник Вознесения Господня завершает пасхальные дни, отмечается на сороковой день после Пасхи. О Вознесении повествует книга Деяний апостолов, а также два Евангелия – от Марка и от Луки.
В русской народной традиции с Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и как бы её окончание и переход к лету. Под вечер разжигают большой костёр — символ наступления пролетья и расцвета природы. С Вознесения «пошёл колос на ниву» — озимая рожь выпускает колос. Водят «колосок» или хороводы. В ряде стран, например Австрии, Бельгии, Индонезии праздник Вознесения – выходной день.

 

Гордыня: от Адама до наших дней.

Я лучше других потому, что… Список причин, по которым один человек считает себя «выше» другого, может быть бесконечно длинным. В него, непонятно каким ветром, заносит, и цвет волос, и подаренную импортную дубленку, и должность, добытую путем аппаратных интриг. Я лучше?..

В разговоре с одним моим знакомым коснулись как-то темы гордыни, он сказал о себе, что когда-то был очень гордым. На вопрос о том, чем он гордился и перед кем, никакого ответа так и не прозвучало. Обладая самой обычной внешностью и небольшой квартирой в районе качканарской Первомайки, квартирой обсиженной долгами, как старая картина мухами, мой знакомый гордился собой просто так…
Причин для гордости может быть целый миллион, вот только найдется ли хоть одна — объективная? Я горд, потому, что у меня карие глаза, а мой сосед, оказывается, гордится тем, что у него голубые. Я горд тем, что купил новую иномарку, — знакомый же приобрел подержанную «копеечку», но гордится ею даже больше моего… Вот и выясняется, что причин для гордости кроме самой гордыни, в природе не существует.
Если скажу, что источник большинства наших бед – гордыня, читатель, возможно, мне не поверит. Что ж, попробуем разобраться. Для того, чтобы выяснить этот вопрос, предлагаю заглянуть в прошлое, очень далекое прошлое – во времена до сотворения нашей вселенной. Согласно учению Церкви, до появления нашего, — осязаемого мира, существовал мир духовный, который Господь Бог населил бестелесными существами – Ангелами. Как и человек, они были наделены различными дарованиями и свободой воли. Был среди них тот, кто носил имя Денница, из тех, кто ближе всего к Богу, один из самых любимых Господом. В чем причина того, что Ангел – дитя света стал сатаной? Гордость. В своем стремлении — стать вместо всемогущего Бога, он пришел к обратному, — его суть, когда-то бывшая светом, стала тьмой. В Евангелии Господь Иисус Христос именует его человекоубийцей от века (от начала). Чем соблазнил нечистый жителей рая, наших прародителей Адама и Еву? «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Вот слова, после которых Ева совершила роковой шаг, вкусив плодов с древа познания добра и зла. Чем уловил первых людей древний змей? Той же гордостью: «Зачем вам Бог, если вкусив плодов с древа, сами станете богами?» Тот миг, когда человек решил, что Творец ему не нужен, решил сам быть богом, стал роковым для истории всего человечества.
Многие эту историю сочтут слишком древней. Однако все наше, даже не столь далекое прошлое полно примеров, когда гордыня одного приводила к уничтожению миллионов. Разве не гордость говорила Гитлеру о том, что он вправе решать, кто именно на нашей планете лишний? Что толкало Наполеона или Александра Македонского завоевать весь мир? «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26).
Сегодня история повторяется — президент Барак Обама открыто заявляет о превосходстве американского народа. Разница только в том, что фашистская Германия объясняла свою исключительность «чистотой арийской крови», а современная Америка — экономической эффективностью. А ведь Господь создал человека по образу и подобию своему, и если в другом человеке, будь то китаец, африканец или тунгус, точно такой же Образ Божий, о каком превосходстве одного индивида (нации, народа) над другим может идти речь? Всем известно к чему привела идея национального превосходства Украину.
Но отойдем от примеров глобального масштаба. Ведь гордыня — явление повседневное, бытовое. Как больно ранят наши слова! Задрав кверху нос, наносим друг другу обиды, — летят и летят в сторону собеседника ядовитые стрелы, глубоко раня его душу. Святые отцы сравнивали гордость с неким узлом, который связывает воедино наши грехи. И ведь верно – зачастую именно она мешает человеку увидеть свою порочность, закрывает душу от спасительного покаяния. Получается даже некий парадокс – святые почитали себя грешнее других, а иной грешник, бывает, мнит себя чуть ли не верхом совершенства. Великий Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся!» А ведь этот самый, — мирный дух – полная противоположность гордости. Ну, разве гордый человек будет с добротой и любовью относится к ближнему?
Федор Евсеев.

 

Свидетельство против «Свидетелей»

Не ошибусь, если скажу, что каждый качканарец хоть раз встречался с этими людьми. Они ходят по улицам обычно парами. Скромно и опрятно одетые, с горящим взором или глазами с таинственной поволокой, они настойчиво предлагают узнать вам «истину». Горожане реагируют на них по-разному – одни просто отмахиваются и спешат по своим делам, другие берут красочные буклеты, третьи начинают слушать…

В последнем случае скромная парочка начинает активничать, еще бы, — очередная жертва попалась на крючок Свидетелей Иеговы! Иеговисты не только пополняют свои ряды теми, кто толком в Бога не верит, частенько они пытаются «перевербовать» и верующих людей. Главный совет: при встрече с ними не вступайте в разговор, не пытайтесь переубедить. Знаю по себе, стоит немного побеседовать с ними, и, против твоей воли, в душу начинают проползать ядовитые червячки сомнений.
Конечно, бывают и такие примеры: мой хороший знакомый, православный с «многолетним стажем», на посягательства иеговиста, который начал приставать к нему в электричке, ответил: «Святая Ксения Петербургская, что иеговисткой была? А святая Матрона Московская, что — Свидетельница Иеговы?» Естественно, после этих аргументов, «свидетеля» и след простыл. Лично у меня был такой опыт: подошли две женщины на улице Свердлова, и давай тут же, не сходя с тротуара, мозги промывать: — А Вы верующий? А читаете Библию? Если что-то в ней Вам непонятно, мы можем объяснить! — Я говорю, — Если мне что-то будет непонятно, спрошу у своего духовного отца. — Первая по инерции еще пыталась мне что-то втолковать, но другая дама, дергая ее за рукав, сказала: — Пойдем отсюда, у него духовный отец есть! – Сообщение о том, что я не «бесхозная овца», а тот, у кого есть собственный пастырь, сразу обратило дамочек в бегство.
У каждой секты есть свой собственный «почерк» — метод, с помощью которого вербуются новые члены. Есть таковой и у «Свидетелей Иеговы». Как они действуют? Берут Священное Писание, из которого с корнем вырывают цитату, и затем вставляют ее в иной, выгодный для себя контекст. Не так давно мне домой принесли приглашение (на фото), как раз таки от иеговистов. Приглашались все желающие на «Вечерю воспоминания смерти Иисуса Христа». «Делайте это в воспоминание обо Мне» приводилась здесь же цитата из Евангелия от Луки. Возникает вопрос: «Что же именно Господь заповедал творить в память о Нем?» Из приглашения становится ясно, что для этого нужно после захода солнца, взяв с собой семью и друзей, прийти в некое место и прослушать короткую речь. Подлог, в данном случае, обнаружить совсем просто, — достаточно открыть вышеозначенное Евангелие и прочесть: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас придается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Вот так раз! В евангельском отрывке речь идет о таинстве Евхаристии (Причастия), на котором христиане в виде хлеба и вина вкушают тела и крови Христа, творя сие, как и заповедано Господом, в воспоминание о Нем. Вместо этого иеговисты предлагают собраться всей семьей и прослушать речь. Как вы думаете, те, кто прибегают ко лжи даже, казалось бы, в малом, – могут ли они привести вас к правде в большем?
Диакон Андрей Кураев так описал метод Свидетелей Иеговы: он предлагал открыть ветхозаветную книгу псалтирь, а именно псалом 52. В самом начале его написано: «Сказал безумец в сердце своем «Нет Бога»». Следуя логике иеговистов, можно показать человеку последнюю фразу – смотри, мол, Библия учит тому, что Бога нет! Полный абсурд, но, к сожалению, с теми, кто плохо знаком с основами христианской веры, подобные номера иногда проходят.
Специалисты относят Свидетелей Иеговы к тоталитарным, — деструктивным культам. Российский сектовед Александр Дворкин называет иеговистов не столько религиозной организацией, сколько коммерческой. То, что они в своей деятельности используют христианскую символику – только прикрытие, на самом деле их идеология далека от христианства, в ней присутствуют элементы язычества. Царствие Небесное – духовный мир их не интересует. Одна из главных идей Свидетелей – построение «земного рая», в котором много еды и мало работы, и, по утверждению Александра Дворкина, нет места ни Христу, ни Богу (Иегове), — чьим именем прикрывается секта.
Чем опасно попадание в секту? Протоиерей Евгений (Попиченко) говорит об этом так: «Научат ли там любить Христа, это еще большой вопрос, а вот ненавидеть православие точно научат». От себя добавлю – рядовые члены коммерческих сект, зачастую, действительно строят «рай земной»… Только не для себя, а для своих лидеров, которые достигают материального благополучия не в «будущем веке» а уже сегодня.
Федор Евсеев.

 

«Благослови, Илия-пророк, свою крылатую пехоту!..»

Второе августа 2010 года. В Качканаре – крестный ход. Как обычно: с иконой, хоругвями… Однако необычен состав участников. Это не привычные бабулечки-красотулечки, на этот раз в колонне по четыре шагали крепкие мужики в тельняшках и голубых беретах. Они не пели величаний – вряд ли они их знают. На этот раз округу оглашали возгласы: «Слава ВДВ!» Как все поняли, это шли ветераны воздушно-десантных войск в свой праздник. А в голове колонны герои несли икону своего небесного покровителя – славного всехвального пророка Илии. В год юбилейный для своего рода войск были собраны необходимые средства, заказана и написана икона и крестным ходом доставлена в новый качканарский храм.
Удивительно наше православие! В нём действительно «несть иудей, ни эллин»! Кто у нас самый любимый святой? Как раз «эллин» из Малой Азии Николай Чудотворец! А из ветхозаветных пророков? Несомненно – житель Израиля Илия Фесвитянин – Илия Пророк! Нет смысла пересказывать жизнеописание великого пророка – при желании каждый может его прочитать. Напомним лишь о его твердости в утверждении Единого Бога, бескомпромиссности в отрицании идолопоклонства. Нам хотя бы частицу такой твёрдости! Потому что, называя себя христианами, мы не то что иной раз робеем в отстаивании Бога и веры, но частенько впадаем в это самое идолопоклонство в лице экстрасенсов, лжецелителей, новомодных учений и много ещё чего. Просто удивительно, как Господь всё это терпит и не насылает на нас для вразумления – ну хотя бы губительной засухи, как это было в Израиле при нечестивом царе Ахаве.
Об исключительности Илии-пророка свидетельствует тот факт, что он живым был вознесён на небо в огненной колеснице. А также то, что наряду с Моисеем он был на горе Фавор в Преображении Господнем. А имеющие страх Божий знают, что пророк Илия спустится на землю перед вторым пришествием Христовым.
Грозный пророк очень прочно вошёл в жизнь и быт русских людей. Вошёл народными приметами. Ну и тем, что воины-десантники почитают его как своего небесного покровителя. И спасибо им, что такая икона находится в нашем строящемся храме.
Существует несколько иконографических сюжетов, связанных с пророком Илией. Самый, пожалуй, известный – это огненное вознесение. Но наши герои-десантники, по совету настоятеля отца Геннадия, выбрали тот, где славный пророк изображен в пустыне в период жесточайшей засухи за отступничество израильского народа, и вороны приносили пропитание святому. Икона производит очень сильное впечатление!
… Уже несколько лет разгульный праздник день ВДВ – в других местах и почти семейный — в Качканаре, начинается с молебна в православном храме славному всехвальному пророку Илие. Приходят в этот день в храм ветераны воздушно-десантных войск. В биографии многих из них – участие в войнах и вооружённых конфликтах. А ведь не зря говорят: кто на войне не был – Богу не маливался!
Михаил Титовец.

 

Исповедь бывшего сектанта

Наш следующий материал не совсем обычный. Он представляет собой фрагменты исповеди, которую провел настоятель качканарского храма отец Геннадий. Текст публикуется с разрешения автора, однако по просьбе исповедника, мы не называем его имени.

Недавно ко мне подошел один из моих уважаемых прихожан. Этот человек давно посещает наш храм, постоянно исповедуется и причащается. После разговора я спросил его: «Можно ли использовать наш разговор — исповедь для газеты, поскольку то, о чем мы говорили, будет полезно знать всем?» Вот то, что он мне рассказал.

Прихожанин: — Батюшка, вот я давно у Вас исповедуюсь, и, кажется, очистил свою душу и полностью покаялся. Можно быть спокойным, но совесть терзает меня. Ведь от Бога ничего не утаишь, и на страшном суде спросится всё. Я даже по ночам не сплю, переживаю за своих друзей-коллег по работе в секте. Допустим, что даже Господь оправдает меня во время страшного суда, но как я буду смотреть на страдания моих друзей и знакомых, ведь многие из них пострадали частично и по моей вине…
В нашем городе существовал, так называемый, центр нетрадиционной медицины имени Шувановой Л.В. К ней однажды прилетел аппарат НЛО, у неё открылось ясновидение. Она видела, как она считала, — инопланетян, выходящих из аппарата. Они похожи на людей и называются земными именами, говорят, что прибыли с других планет и будут лечить людей и очищать отравленную экологию. — А ты будешь лекарем и будешь доводить до людей законы общения с ними. — Шуванова соглашается…

Отец Геннадий: — Церковь не признает их за инопланетян, наука пока тоже не доказала существования Разума с других планет. Зато Церковь говорит, что кроме Бога, вокруг нас существует мир ангельский и мир демонский. Населяющие его выше нас по своим возможностям, представители этого мира читают наши мысли, производят разные чудеса, могут лечить людей, могут и убивать. Для неверующих это является чем-то из ряда вон выходящим, а для верующего — обычное дело. Чтобы определится с тем, кто это такие, используем только одну фразу, сказанную Иисусом Христом в Евангелии: «Дерево узнается по своим плодам».

Прихожанин: — Плоды меня очень смущают. Пример одного из первых исцелений: девочка больна раком головного мозга. Ослепла от опухоли. От неё отказались врачи. Шуванова (по её словам) почти исцелила её. Но после этого девочка впала в блуд и пьянство. Она говорила, что ее даже и уговаривать не надо было. С первым встречным пошла под куст. Ведь блуд и пьянство — большие грехи. Если бы она умерла до исцеления, душа бы её ушла более чистой к Богу…
Изгнание беса, по-другому — снятие негативной энергии, согласно Шувановой производится в течение часа. Настолько сильны люди с других планет, для этого не надо учиться. Я, например, и еще некоторые люди это право получили за несколько дней, прочитав 1-ю книгу Шувановой. У Католиков, говорят, для этого нужны 3-х месячные курсы. Православные Святые Отцы практически всю жизнь занимались очищением души от страстей, прежде чем получали такое право, и то не все, и очень редко его использовали, поскольку бес изгоняется постом и молитвою. И вот что ещё беспокоит меня: у Шувановой совершенно отсутствует вопрос исцеления души, для этого предложены совершенно ничего незначащие стихи Пифагора — язычника.
Отец Геннадий: — Вот видишь, сколько ядовитых плодов на этом дереве. Как жаль этих людей. Пока они живы, их ещё можно спасти. Но им требуется помощь. Если ты любишь их — помоги им. Но они должны осознать свои заблуждения, нужно их покаяние.

Прихожанин: — Да, это замечательные люди, и я их очень люблю — как родных сестер. Молитвы за них читаю. Ничего не помогает!

Отец Геннадий: — Вот тут ты неправ. Господь всегда помогает любящим Его людям.

Прихожанин: — Позвольте мне обратиться к тем, кому хочу спасения. Сестры! Дорогие! Вы знаете, кто к вам обращается. Смиритесь и осознайте то, что вы в руках лукавого. Приходите за помощью в Церковь, и мы обязательно постараемся вам помочь. Великий и Милосердный Господь есть врач душ человеческих. А врач, если Он «Врач» с большой буквы (бесконечно любящий и бесконечно знающий всё о болезнях) более заботится о самых больных пациентах, и при вашем искреннем желании исцелится, Он обязательно поможет вам.

 

Волки в овечьих шкурах

Сегодня начну с того, что попрошу уважаемого читателя на минутку включить воображение. Представьте себе майский погожий денек. На одной из качканарских улиц, да вот хоть, на Свердлова подходит к вам молодой человек и говорит: «Приходите сегодня к нам на собрание. Будет здорово – посидим, поговорим о вечном, через полгода вы отдадите нам квартиру, уйдете из семьи, зато, станете одним из нас — так же как и я будете ходить по Свердлова и раздавать листовки!»

Наверняка Вы ненадолго почувствовали себя участником театра абсурда. А ведь в такой ситуации оказывались многие. Только вот молодой человек на улице говорил не о том, что обычно случается с очередной жертвой их секты, а наоборот, обещал рассказать Вам о чем-нибудь очень важном.
Существование таких религиозных обществ больной вопрос для нашей страны. Люди за долгий период безверия стали испытывать настоящий духовный голод. Причем за последнее время большинство из нас так и не научилось «правильно питаться». Различные духовные суррогаты, подделки, а иногда «продукты» откровенно ядовитые хлынули к нам. И если человек отравился, например, колбасой – это одно, и совсем другое, если «яд» проник в его душу…
О деятельности сект в наше время говорят почти все СМИ. Есть масса историй, когда у людей, попавших туда, забирали все: не только деньги и жилье, но и свободу воли. Причем сообщества эти – удел не только Питера или Москвы, некоторые из них действуют и у нас в Качканаре.
Как возникают эти религиозные течения? Их лидеры из гордости или жажды личной власти откалываются от основной религии. Очень часто это приводит к культу личности, когда глава секты становится для своих адептов неким божеством. Что самое страшное, — на пути к своим целям, основатели этих «школ» не щадят человеческих душ. Даже Сам Господь Бог не посягает на свободу человеческой воли. Какой толк иметь дело с механической куклой, которая умеет по команде открывать рот? А ведь именно такие вот «солдатики» и нужны сектам.
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Матф. 7:15-16). Эти слова Господа Иисуса учат нас смотреть, прежде всего, на дела таких религиозных активистов, а не внимать их обещаниям.
Главной причиной, по которой православные становятся жертвами сект, святитель Лука Войно-Ясенецкий называл невежество. Человека, плохо осведомленного об основах веры, легко запутать. Соответственно, лучшей прививкой от попадания в сети религиозных шарлатанов служат знания. К тому же, верующий человек, получивший благодатный опыт богообщения, вряд ли пойдет искать истину «на стороне».

Главный редактор газеты «Православный Качканар» Вадим Мальгин.

 

Чудо по прейскуранту

Не так давно в одной из качканарских квартир начали проводиться сеансы оздоровления. Страждущим предлагается набор «услуг» – снятие сглаза и порчи, а также лечение. Подробно о деятельности современных шаманов писала газета «Качканарский Четверг». Главный козырь, — то, на что клюют доверчивые горожане – заезжие тетушки исцеляют хвори с помощью святых икон…

Православные христиане знают, что молитва это труд, а исцеление с помощью нее — всегда чудо. В небольшой качканарской квартирке «чудеса» совершаются по расписанию – здесь существуют часы приема, как в поликлинике, а также прейскурант на «медицинские» услуги. Святые иконы превращены в некое подобие припарок и таблеток. Поставить «диагноз» тоже предлагают святым угодникам – если пациента качнуло вперед – сглаз, если назад – порча.
Понять то, что здесь происходит достаточно просто. Принцип: «Нажми на кнопку – получишь результат» — это принцип язычества и связанного с ним магизма, когда с помощью определенных действий, заклинаний достигается желаемое. Можно смело утверждать, что пришедшие сюда получают облегчение вовсе не от святых угодников, а от темных сил. Во-первых, постановка «диагноза», — ответ на вопрос лекаря дается при покачивании тела пациента. Вспомните многочисленных экстрасенсов, современных магов и колдунов. Некоторые из них получают ответы с помощью маятника – металлического предмета, подвешенного на нитке. Маятник качнулся вправо – сглаз, влево – порча. У тех, кто «исцеляет» с помощью икон, в роли такого маятника выступает сам пациент. То есть работают здесь те же самые экстрасенсы, – только выбравшие для себя выгодный «православный» антураж.
Второй момент: обращение к святым – это молитва, взятая из молитвослова или сказанная своими словами. Но разве может быть молитва такой: «Святые, скажите, от чего болеет Анна»? Чтобы молитва была услышана – надо потрудиться. Сколько слоев равнодушия, внутренней нечистоты должно сойти с души для того, чтобы она стала способна на чистую, искреннюю просьбу к Богу или святым Его…
Предлагаю тем, кто захочет воспользоваться услугами подобных лекарей задать себе несколько вопросов. Первый: «Почему, чтобы обратиться за помощью к святым угодникам нужно идти не в храм, где можно помолиться перед иконой совершенно бесплатно, а в квартиру, где за помощь святых с вас возьмут деньги?» Второй: «Можно помолиться перед иконами дома – для чего в этом деле нужен какой-то посредник?» Третий: «Кем и по какой причине именно этим женщинам дана «лицензия» на исцеление?» Вспомним святых, которые получили от Бога дар врачевать болезни: великомученик Пантелеимон, бессребреники Косьма и Дамиан. Взяли они за свои труды хоть копейку? Неужели святые, не бравшие при жизни за свои труды ничего, теперь стали стяжателями? Полный абсурд.
И в заключение один совет. Ни в коем случае не ходите к экстрасенсам и знахарям, даже если там висят иконы, или читаются молитвы. Хорошо, если вы нарветесь на шарлатана – просто потратите деньги впустую. Но если попадется «профессионал», — то за свои кровные вы приобретете себе кучу проблем. Сначала, действительно может наступить облегчение. Но потом, когда забудется визит к «бабушке», проблемы со здоровьем усугубятся, и, ко всему прочему, начнет страдать психика. Одна жительница Качканара водила ребенка к колдунье. Теперь, спустя много лет, он стал слышать «голоса». Бывает, что человек после такого визита становится одержимым бесами. Я лично знаком с парнем, который именно после визита к колдунье заработал одержимость, и, связанную с этим психическую болезнь. Абсолютно здоровый человек стал теперь инвалидом второй группы. Подумайте, стоит ли платить за то, чтобы не приобрести здоровье, а его потерять?
Виталий Хлебников.

 

Говорим – урожай, подразумеваем – молитва.

На основе многовекового опыта русский земледелец знал, что урожай растит не земля, а небо, потому что все находится в воле Божией. «Бог не даст – и земля не родит»,- говорили наши предки. Вот почему при всяком деле на даче или огороде православный христианин просит Бога о помощи в его трудах. Через веру и молитву благодать Божия воздействует на все, что нас окружает.

Кому молятся православные дачники и огородники?
Прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу. Вот одна из молитв:
Всемогущий Боже, милосердие Твое призываем, да сия семена, яже воздухом и дождем воспитати благоволил еси, благословением Твоим возлив. Подаждь, Владыко, людем Твоим Тебе всегда о Твоих благодарити дарованиях, от неплодствия же земли души алчущих отврати, да нищ и богат, недужный и крепкий славят имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Непременно молятся Божией Матери перед Ее иконой «Спорительница хлебов». Перед этой иконой, например, молились насельницы Шамординского женского монастыря Калужской губернии. Первой милостью, излившейся от образа, стал прекрасный урожай на шамординских полях и в калужских пределах в голодный для всей России 1891 год. В 1892 году список с иконы «Спорительница хлебов» послали в Пятницкую женскую общину Воронежской губернии во время засухи – как только отслужили перед нею молебен, пошел дождь. Поля ожили и дали прекрасный урожай. Вот как звучит молитва Пресвятой Богородице:
Благодатную помощь ниспосли нам, Мати Божия, и егда изыдет сеяй, да не падут семена при пути или посреде терния, или на камени, но на земли добрей. Сотвори восход их, да произрастит земля плод сторицею, и мы вси в радости сердца благодарными устны вопием Богу: Аллилуйя.
На Руси за помощью в огородных делах обращались к святой мученице Ирине. Крестьяне ее называли Арина-рассадница. Память ее – 29 апреля. Считалось, что в этот день непременно нужно сеять капусту на рассаднике. Очень важным для крестьян был день 22 марта, когда вспоминаются Сорок Мучеников. Помолившись в Церкви этим воинам-христианам, замученным в 313 году, крестьяне в тот же вечер готовили семена бахчевых к посеву. «Зачин» в день Сорока Мучеников обещал хороший урожай тыкв. Об урожае огурцов молились блаженному Исидору.
Святые Борис и Глеб считались покровителями яровых хлебов, ревнителями плодородия земли, распорядителями судеб урожая. Как весенний, так и летний дни памяти Бориса и Глеба считались праздничными, поэтому работа в поле не позволялась.
О дожде на Руси молились пророку Божию Илии. А апостола Марка считали ключником – он держал ключи от весенних дождей. Мученику Трифону Господь даровал особую благодать избавлять посевы от вредителей: гусениц, саранчи, жуков, тли. Хорошо отслужить в церкви молебен с водосвятием тому или иному угоднику Божию, а затем с молитвою окропить растения на своем огороде святой водой.
Что же касается сельскохозяйственных работ конкретно, то христианину хорошо и прилично, прибыв на участок, начать свой трудовой со следующих молитв.
Молитва – призывание Святого Духа:
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси Блаже, души наша.
Молитва «Отче наш» – главная молитва христианина, ибо ею завещал молиться Сам Господь наш Иисус Христос:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святиться имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
В молитве Честному Кресту мы просим у господа защитить нас от нападений бесовских, а дела рук наших — посадки на огороде, дом, хозяйственные постройки и инвентарь – от злого умысла человеческого:
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего твоего Креста, и сохрани мя от всякого зла.
Особая молитва — тропарь, читается перед началом всякой работы и, особенно, когда приступаете к новому большому делу, например, копке огорода, посадке семян, косьбе, сбору картофеля, постройке теплицы и при многом другом:
Творче и Создателю всяческих, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец.
Важной частью молитвы православного христианина является призывание и величание Пресвятой Богородицы, ибо Она предстоит перед Престолом Божиим ближе всех ангелов и святых и имеет особое заступническое попечение о роде людском.
Существуют особые краткие молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице, которые можно произносить во время любой работы.
Мотива Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешаного (грешную).
Молитва Пресвятой Богородице: Пресвятая Богородица, спаси нас!
Постоянное призывание имен Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери придает даже обычной бытовой работе совершенно другой, более возвышенный характер – характер ежечасного христианского служения перед лицом Всевидящего Бога.

Грядки в мешках

Все большую популярность получает способ выращивания растений в пленочных мешках. На грядках из полиэтиленовых мешков хорошо чувствуют себя огурцы, кабачки, томаты, перец и даже картошка.

У такого способа выращивания много положительных моментов. В мешках хорошо прогревается почва. Ненужными становятся такие трудоемкие работы, как прореживание, рыхление, прополка. Сорняки появляются лишь в верхней части и от них легко избавиться. Корневая система растений изолирована от вредителей и возможно зараженной почвы. Располагать растения можно в любом удобном месте. Эта грядка хороша еще и тем, что в холодные дни ее можно убирать в дом.
Для такой грядки понадобятся полиэтиленовые пакеты или мешочки. Выбирают на огороде солнечное место. Мешки заполняют землей на 2/3 и ставят плотно друг к другу. Чтобы мешки не падали, по краям грядки можно вбить 4 колышка и соединить их рейкой или веревкой. В каждый мешок сажают несколько семян, в зависимости от размера мешка и вида высаживаемого растения. Верх мешка завязывают веревкой или прижимают прищепками, чтобы создать парниковый эффект. Вот и все, грядка готова.
Весь уход за растениями сводится только к поливу. Вместе с водой хорошо вносить слабые рабочие растворы минеральных удобрений и микроэлементов.
Витамины на тарелке

На огородах и в лесах появляется первая весенняя травка: щавель, сныть, крапива, лебеда, одуванчики, щавель. Все это не просто съедобно, а очень полезно, особенно в период, когда подавляющее большинство ощущает последствия зимнего авитаминоза.
Первая весенняя зелень, содержащая гораздо больше полезных витаминов и микроэлементов, чем магазинные овощи-фрукты, может и должна составлять немалую часть рациона весной и ранним летом, пока не подошел новый урожай свежих овощей.

Щи с крапивой.
Понадобится: молодая крапива, 1 яйцо, морковь, лук репчатый и/или зеленый, картофель, соль.
Крапиву обдать кипятком и мелко нарезать, брусочками порезать морковь и картофель, нашинковать мелко лук. Сначала в кипящую воду положить картофель, через 10 мин. добавить лук с морковью, еще через 5 мин. – крапиву, подсолить и ввести в суп взбитое вилкой яйцо, энергично помешивая при этом, проварить щи еще 5 мин. и подать к столу со сметаной.

Салат из зелени одуванчика (по старинной прописи).
Молодые листья длиной 5-6 см., собранные ранней весной, тщательно промыть, порубить, посолить, посыпать перцем, заправить смесью растительного масла и уксуса.
Этот рецепт был опубликован в 1838 г. в книге «Лексикон городского и сельского хозяйства» и заканчивался фразой «Это очень здоровый салат».

Пирог с щавелем и сыром
Щавель — 300 г., мягкий сыр — 100 г., сахар — 1 ст. л., слоеное дрожжевое тесто — 1 уп., яйцо — 1 шт.
Тесто разморозить, как написано на упаковке. Приготовить начинку. Щавель перебрать, промыть, отрезать стебли, разложить на полотенце и хорошо просушить. Щавель нарезать и тщательно перемешать с сахаром и сыром (лучше руками).
Одну часть теста раскатать по размерам формы, переложить на форму. Выложить на тесто начинку, оставив свободными края около 2 см. Края смазать яйцом. Раскатать вторую часть теста и накрыть ею начинку, края слегка защипнуть. Смазать пирог яйцом, сделать на нем неглубокие насечки острым ножом (красиво сделать). Дать постоять полчаса при комнатной температуре.
Выпекать в разогретой до 200 градусов духовке в течение 10 минут, убавить до 180 и выпекать еще 10 минут.

 

Несвободные свободные

Дорогие читатели, этот номер газеты большей частью посвящен такому явлению как секты. Нередко на вопрос: «Почему мало бываешь в Церкви?» мне приходится слышать такой ответ: «Достаточно сходить в Храм с важным делом, а превращаться в сектанта не намерен». Так что же такое секты и сектантство? Вопрос достаточно сложный, однако на него есть простой, однозначный ответ: «Секта — это несвобода».

Кто может опасаться попадания в цепкие щупальца сект? Во-первых, те, кто не посвящен в церковную жизнь. Конечно, страх попадания в секту не должен лишать нас поиска истины, как говорится, волков бояться — в лес не ходить. Иначе мы, «просидев на печи» всю жизнь, можем лишить себя духовного полета. Да и кто может дать гарантию, что отстранившись от всего этого, вы, сами того не понимая, уже ступили на гибельный путь? Ведь многие вещи, которые показывают сегодня по телевизору, якобы без всякого подтекста, на самом деле — вербальное психологическое воздействие.
Отправной точкой нашей беседы станет один фильм. Видеоролик начинается с показа того, как планету Земля охватывает зло. Демонстрируются кадры стихийных бедствий, страшные картины голодающих в Африке, разрушительные войны и все это под тревожную музыку. За кадром всё знающий диктор комментирует происходящее. И кто же во всем этом виноват? Представляете себе — христиане! Их, под все ту же музыку, показывают в следующем кадре. Епископы, священники, церкви… Диктор в своем монологе переходит к откровенной ругани.
Итак, подведём итог первого этапа обработки «адепта», хочется сказать доверчивого, но нет – самонадеянного, доверчивого хранит Ангел Божий. После первых кадров ролика невольно складывается впечатление, что в мире царствует хаос. У нас на улицах и в деревнях сидят изможденные голодом дети — несчастные «люди дикари», по ночам бегают только маньяки и их жертвы, а по молитвам священников надвигаются торнадо на Америку. Да, конечно, — именно пастыри церкви пользуются недрами Африки и Качканара, и лишают несчастных аборигенов материального счастья, служители Божии делают это, а вовсе не благодетели с «бусами» и «пирожками» из-за рубежа, где текут мёд и молочные реки… И ещё, обратите внимание на такую форму воздействия, как ругань. Это особая форма выражения чувств через агрессивные словосочетания. Здесь есть один психологический нюанс — когда кого-то ругают, свидетель этого дистанцируется от ругаемого, говоря самому себе, что он ни при делах, стараясь и то, что было когда-то поскорее забыть…
И так, кто виноват в этом фильме — мы выяснили, теперь надо двигаться дальше, — понять, что делать? Музыкальный фон ролика меняется — потекла умиротворяющая музыка. Появляются счастливые свидетели «истины». Какой? Неважно. Их разнообразие сегодня, как в супермаркете — на любой вкус (да простят меня работники торговли — это не про них). И, внимание! Вот они, герои, которые вас ждут, которые скажут, что вам надо делать! Конечно, вы сразу не побежите искать их, однако зловредное насекомое уже отложил свою личинку. Теперь она (личинка) будет ждать благоприятной среды…
Важно понять, что во всей этой круговерти методик психологической обработки, главное это — несвобода. Вами управляют, правда, не без вашего участия. От вас в это колдовское варево потребуется один ингредиент — немного страстей: гордости, печали, бесконтрольного страха, постоянного недовольства чем-либо, безграничной жалости к себе любимому и т.д.
Многие сегодня боятся того, что придя в Храм, очи их затуманятся, и они будут безропотно выполнять всё, что прикажут церковники. Однако зачастую, первое знакомство с Церковью — это удар по самолюбию. В храме ведь все должны быть святыми, а значит ко мне только сладкое — по моему велению, по моему хотению… Но здесь вас не зомбируют, а ждут вашего свободного соучастия.
Технологии «приручения» людей существуют давно, но наш Господь Бог дал нам страшное свойство свободу, нет, не от наших обязанностей, а свободу духа, и поэтому выбор воспитания души напрямую зависит от нас.

Настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иерей Геннадий (Чечулин).

 

Счастье в новых ботинках

— У кого как, а у меня лето! – с этого категоричного заявления начался новый день. Градусник за окном выдавал на-гора уверенные +15, поэтому весенняя сбруя осталась висеть себе на вешалке, а на улицу решено было выйти в легкой цветастой футболке… Кстати, человек – это маленькая вселенная. Мимо меня прошагала вселенная в демисезонном пальто и увесистой белой шляпе — качканарцы все никак не могли поверить в то, что зима все-таки закончилась. Среди драпа, кожи и болоньи человек в футболке чувствует себя белой вороной. Но уже, то там, то сям проскакивают, словно первые проталинки, горожане без курток.
Да, кончилась зима! Зима, давившая серым и щекотавшая щеки и нос ядреными морозцами. А весна все никак не может определиться — то ли наступать ей, то ли дать еще порезвится старушке-зиме. За весной приходит лето, причем всегда как-то неожиданно, в один момент. Еще вчера было пасмурно и промозгло, а сегодня солнышко купается в голубых небесах, расплескивая направо и налево свет и тепло. Всё улыбается солнцу — маршрутка, наполненная людьми, и даже небольшая очередь на остановке выстроилась наподобие интернетовского смайлика.
Стоило занять в маршрутке место у окна, как нахлынули воспоминания. Перед глазами стоял вчерашний «визит выходного дня», так для себя я называл свои походы в гости к Светке и Андрею. Я люблю бывать у них. В большом уютном доме нет истошно орущего телевизора, а есть радостные детские голоса. Маленькая Сонечка, подпрыгивая на одной ножке так, что льняные кудряшки летят во все стороны, весело кричит: «У нас гости, у нас гости, у нас гости!» Затем следует вопрос: «А ты у нас только один гость?» Вздохнув, отвечаю: «Да, Сонечка. Но ты понимаешь, в гостях ведь главное не количество, а качество!» Соня согласно кивает головой, и спрашивает: «А что такое качество?»
Двое старших парней Пятька и Васька, то есть простите, Петр и Василий Андреевичи здороваются совсем по-взрослому. Тут же появляется глава семьи – мой старый друг Андрюха, на ходу протягивая руку. Все очень рады видеть меня, но слишком заняты – Светка готовит обед, ребята собирают очередной корабль, а маленькой Соне пора купаться. Слышится Светкин голос из кухни:
— Соня, не заплывай за буйки, русалок не бойся, а про айсберги говори папе, он что-нибудь придумает!
— Хорошо! — доносится из ванной. — И акулу я тоже не боюсь – она у нас надувная.
Аромат еды зовет на кухню. А вот и Светка – в красивом переднике и по локоть в приготовлении обеда. У них всегда очень спокойно, размеренно, правильно. Дети под иконными взглядами Богородицы и Господа Христа растут какими-то серьезными, вдумчивыми. Молитва здесь всегда звучит как нечто само собой разумеющееся.
— Странные вы, — говорю, — Свет! Вместо телевизора — полочка с иконами, дети не планшетник просят, а чертеж нового корабля. — Светка машет на меня рукой как на докучливую муху: — Ой, на себя посмотри! – мы вместе долго смеемся… Вот, казалось бы, оба – серьезные верующие люди, кто-то даже не без высшего образования, а как соберемся вместе, всё — разговор превращается в безумное чаепитие у мартовского кролика:
— Ну как, муза тебя сегодня тебя посетила?
— Ага! Жаль, только, что она по расписанию не приходит.
— Муза – не электричка, чтобы по расписанию приходить!
— А что это у вас рыба в голом виде на столе лежит?
— А где ты ее одетую видел?
— Ну как, а селедка под шубой?
— Слушай, сколько времени? У нас часы на кухне всегда полседьмого показывают.
— Хорошо, хоть неприличных жестов не показывают.
— Это тебе не телевизер, хе-хе, чтобы фигушки показывать.
Судя по зловещему шепоту, доносящемуся из комнаты, дети устали от собирания корабля и сейчас рассказывали друг другу страшилки:
— Приходит как-то Басков в гости к Киркорову. Сели они за стол, выпили чая, и давай на два голоса неприличные частушки петь. Тут входит Пугачева. Посмотрела на них, и вышла замуж… За Галкина!
— Мужчины, пора обедать!
— Ладно, я тебе потом еще про Шварценеггера и Сталлоне расскажу…
Пришлось мне вынырнуть из омута приятных воспоминаний — автобус остановился возле городского ЗАГСа. Всего сотня шагов и вот он – строящийся храм. Успеваю как раз к началу всенощной…
Кстати, несколько слов о финансах. В этом месяце свои романсы они пели особенно громко. Нужны были черные ботинки, а их как раз не было, и купить было как-то особо не на что. Надо выступать на сцене качканарского ДК. Предполагаемая форма одежды — белый верх, черный низ и, в моем случае… кроссовки. Я уже смирился с тем, что вместо классических черных ботинок на ногах будет спортивная крамола. Но вдруг, как раз под конец всенощной, у выхода остановила меня одна наша прихожанка. Глянула на меня своими красивыми, с легкой грустинкой глазами, и говорит: «Федор, тебе черные ботинки не нужны? Классические, новые почти, а то дома лежат мертвым грузом…» Тушите свет. В смысле, концерт спасен! Ничего себе, думаю. Сколько раз убеждался в том, что Евангелие в жизни попадает прямо в десятку, но чтобы так! «… знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матф. 6:8). Хоть уже сотню раз убеждался в истинности Священного Писания, но все равно каждый раз удивляюсь… И уж совсем некстати, о счастье: вот говорят «Счастье не в деньгах». Правильно, счастье не в них, счастье – в новых ботинках! Ну, или почти новых…
Прихожанин.

 

Стихи

***
Когда вдруг станешь забывать о Боге
Ты в городской житейской суете,
Среди забот, сомнений и тревоги
Он всё равно напомнит о Себе.

Согреет сердце после долгой стужи,
Не упрекнёт, не спросит ни о чём,
А лишь обнимет немощную душу,
И приласкает солнечным лучом,

Берёз ветвями трепетно помашет,
Погладит, ветром косы теребя,
И широко глазницами ромашек
Проникновенно взглянет на тебя.

По всей земле, во всех концах России
Ты приглядись — Он всюду, Он везде:
И в удалой мужицкой русской силе,
И в женской слабости и в детской простоте,

И в отраженье куполов церковных,
И в звоннице литых колоколов,
Он в несравненном пении духовном,
В смиренном взгляде мудрых стариков,

И в радости и в слёзном умиленье,
И даже в горькой доле — тоже Он …
Все свои мысли, чувства и волненья
О самом главном и пережитом

Ты переложишь в спешке на бумагу,
Глотая ком гортани поперёк,
И может быть, какой-то бедолага
Узрит однажды Бога между строк…
Надежда Шулепова.

Ангел

Мне Ангел послан с самого рожденья,
Великому, небесный, служит делу –
Дан немощной душе он в наставленье,
Хранитель – моему земному телу.

Следит ночами, сон оберегая,
За распростёртым на постели телом,
И душу мою нежно укрывает,
Своим крылом, как одеялом белым.

Порою жизнь – один излом да вывих!
И каждый день у Ангела заботы –
Со мною слёзы льёт, кусает локти,
Проводит над ошибками работу.

И если бестолковую душонку
Всё ж вразумить однажды удаётся –
Улыбкой беззащитного ребёнка
Он радостно, блаженно засмеётся.

И чудотворным благородным жестом,
Исправив мои вывихи, изломы,
В том месте, где я буду падать с треском,
С любовью бросит мне пучок соломы.
Надежда Шулепова.

Верхотурье

В Верхотурье Божья благодать!
Неба синева под куполами.
Бог прекрасный день осенний дал,
Чтоб усердно мы молились с вами.

Как была бы я безмерно рада,
Если б не болела моя мама.
Я надеюсь, что в молитве к Богу
Праведники очень мне помогут.

Симеон, Арефа и Косма,
Славные творите чудеса!
Много лет для жителей России
Не жалеете Божественной вы силы!

В Верхотурье Божья благодать!
Неба синева под куполами.
Бог прекрасный день осенний дал,
Чтоб усердно мы молились с вами.

Пресвятая Богородица Мария,
Помоги своею силою Марии
(Моей маме, что люблю и чту),
Обратись с молитвой ко Христу.

Приоткрыла Богородица глаза
На иконе чудотворной «Умиление».
Верю и надеюсь: все не зря,
Слышала Она мои моленья.

Дерзновение ко Господу имея,
Молится за грешных христиан.
С благодарностью встаю я на колени:
«Не болела лишь бы мама, Бог бы дал».

Пред твоей иконой «Умиление»
Долго на коленях я стою.
И прошу: «Дай маме исцеление,
Больше ничего я не хочу!»

В Верхотурье Божья благодать!
Неба синева под куполами.
Бог прекрасный день осенний дал,
Чтоб усердно мы молились с вами.
Наталья Вахрушева.

Незаметный юбилей

Нынешний «Читальный зал» будет не совсем обычным. Сегодня у нас можно будет почитать не о книге, а о человеке, написавшем множество книг. Писатель, автор детских сказок, и, самое главное — педагог с большой буквы, — герой нашей рубрики Константин Ушинский.

190 лет исполнилось в этом году со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. Столь значимый юбилей прошел для нашей страны почти незаметно – были сообщения в теленовостях по этому поводу или нет, сейчас уже и не вспомнить. В учебных заведениях, названных именем великого педагога, прошли мероприятия и, наверное, все – больше никаких особых торжеств. А ведь совершенно напрасно!
Вряд ли Константин Дмитриевич мечтал о том, что потомки когда-то пышно отметят его юбилей. Наверняка, лучшей отрадой для него стало бы воплощение его педагогических идей в жизнь. Конечно, в небольшой заметке не охватить всего наследия русского педагога. Книги «Детский мир», «Родное слово», фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» — это целая научная школа. Однако вкратце можно сказать вот о чем: одна из главных идей Ушинского в том, что образование должно не просто набивать черепную коробку ребенка знаниями под завязку. Оно, прежде всего, должно формировать личность человека. Основным методом воспитания Константин Дмитриевич полагал не наказания и поощрения, — те самые «кнут и пряник», а саму любовь. Причем, Ушинский не был бесплодным теоретиком, — то, о чем он писал, вытекало из его практической деятельности. Например, за пять лет работы в Гатчинском Сиротском институте, Ушинский внедрил там новые обычаи, полностью искоренив фискальство – доносительство, которое характерно было для учебных заведений закрытого типа. Ему удалось также изжить воровство среди воспитанников.
Ушинский-педагог и Ушинский-христианин – одна и та же творческая ипостась. В учении Христа Константин Дмитриевич видел для себя идеал. «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод … деятельность без цели и без результата впереди» — писал он. Что интересно, в атеистическом Советском Союзе была даже учреждена премия его имени. В то время, конечно, религиозные сентенции из преподавания были убраны, однако сами идеи воспитания Ушинского, оказавшиеся столь эффективными, были использованы советской педагогической наукой.
В этом свете невольно вспоминается нынешний кризис российского образования. Сложно сказать, идут ли сейчас разработки какой-то образовательной доктрины. Между тем, попытки ввести основы православия, того самого, которое является не просто набором данных, а формирует образ – личность человека, так вот попытки эти встречают сопротивление. Это и понятно — в прошлом у нас 70 лет материализма, а в настоящем – постхристианские Америка и Европа, тот же материалистический мир с его культом потребления. Может быть, нам нужно вспомнить о том, что до этого у нас был великий Ушинский — христианин, педагог-новатор, тот, кого до сих пор считают основоположником русской педагогической науки.
Виталий Хлебников, Наталья Кузнецова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *