Выпуск 3

Новости

По главной улице с молитвой
Качканарские прихожане обошли город с хоругвями и иконами. Крестный ход был приурочен к престольному празднику нижнего городского храма, названному во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Верующие начали путь от верхнего храма и обошли город по малому кольцу. По словам иерея Геннадия, крестный ход символизирует путь Господа Иисуса Христа на голгофу, а участвующие в нем выражают свою готовность следовать за Христом.
По святым местам
В прошлый вторник качканарские паломники посетили Свято-Троицкий монастырь в селе Тарасково. По словам прихожан, они ездят туда каждый год и не по одному разу. Село расположено в 80 км. от Екатеринбурга. Оно известно своими святыми источниками как в России так и за границей. Не только целебные источники привлекают в это место паломников – в Свято-Троицком храме монастыря находится чудотворная икона Божией Матери «Всецарица».
Приход на приход.
9 февраля состоялся матч по минифутболу между православными приходами Нижней Туры и Качканара. Состязались ребята 16-18 лет. Игра была яркой и динамичной. Несмотря на накал страстей на футбольном поле, матч прошел в дружеской атмосфере. Хорошее настроение по завершении игры не покинуло даже проигравшую команду. Судья соревнований диакон Игорь отдал победу качканарцам. Наши выиграли со счетом 8:3.
Олимпийские монахи
В церемонии открытия сочинской олимпиады принял участие хор Сретенского монастыря. Во время поднятия национального флага России, — одного из самых торжественных моментов открытия, иноки исполнили российский гимн. 27 исполнителей начали петь хором, без музыкального сопровождения. По мнению тех, кто смотрел церемонию открытия олимпиады, хор монастыря отлично справился с ответственной задачей. Открытие сочинских игр транслировалось по всему миру, его посмотрели около 3 миллиардов человек. sochi2014.com
Хорошие ребята
15 января в качканарской библиотеке имени Селянина говорили о любви. Представление, в ходе которого члены городского общества инвалидов декламировали стихи и танцевали, было подготовлено с помощью работников библиотеки. После концерта все собрались за общим столом пить чай. Несмотря на свои телесные недуги, участники мероприятия оказались большими оптимистами и просто компанейскими людьми. Было много шуток и смеха, а главное – искренности, той, что так редко встречается в жизни.

 

Интервью

Постимся постом приятным!
Ну, вот почти и дожили мы с вами до весны, дорогие качканарцы. Скоро зажурчат ручейки, весело заиграет на солнце молодая травка. Пробуждение природы совпадает с другим радостным событием – праздником Пасхи. В основе его великая искупительная жертва Господа Иисуса Христа, принявшего по собственной воле смерть, и затем воскресшего. Чтобы достойно встретить праздник воскресения Господа, к нему надо подготовиться. Именно для этого и установлен Великий пост, который в этом году начнется 3 марта. О сути поста, его особенностях, о том, что именно человек должен из него вынести, мы говорили с настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» отцом Геннадием.
— Батюшка, расскажите, в чем заключается пост. Некоторые люди сегодня видят в нем своеобразную диету. Только ли в отказе от определенных продуктов питания суть поста?
— Для верующего человека пост, в первую очередь, – духовное поприще. Все мы начинаем с каких-то простых, элементарных вещей, но возрастая духовно, понимаем, что воздержание — это только инструмент духовной жизни. Как сказал один святой, плотник не хвалится своим топором, сапожник – молотком. Так и мы – как искусные плотники своей души, не хвалимся своим умением воздерживаться. Для нас это, прежде всего, духовный труд. То есть пост это своеобразный инструмент самосовершенствования.
— Пост – это установление Божье или человеческое?
— Пост установление Божье. Он был установлен на самых ранних этапах отношений человека с Богом. Первый пост был в раю. «Ешьте плод от всякого древа, а от древа познания добра и зла не ешьте». Это был своеобразный пост для первого человека. Сегодня для нас он расширенный, более искусный. Каждому времени свой пост. Если раньше человеку приходилось чаще напрягаться во всех отношениях – добывать еду, прилагать усилия, чтобы согреться, то, наверное, тогда пост не был столь необходим. Сейчас, в наше насыщенное технологиями время и пост должен быть более широким.
— Чем Великий пост отличается от других – например, Рождественского?
— Прежде всего, своей строгостью, а также своей длительностью. Каждый пост приурочен к своему духовному событию в годовом круге. Великий пост установлен перед Пасхой. Его последняя неделя называется страстной. В течение нее мы вспоминаем крестный путь Христа, Его страдания. Затем наступает светлый праздник Пасхи.
— От каких продуктов стоит отказаться в Великий пост?
— Каждому по-своему. Это зависит от здоровья человека и от того, какой диеты он придерживается, согласуясь со своим состоянием. Для здоровых людей пост предусматривает отказ от мяса, яиц, молока и рыбы. Рыба за весь Великий пост разрешена только два дня – в Вербное воскресенье и в день Благовещения Пресвятой Богородицы.
— Нужно ли поститься детям?
— Учить ребенка воздержанию это как воспитывать с детства атлета. То есть такие дети вырастут духовно сильными – смогут подавлять в себе желания. Ограничивать в чем–то детей обязательно надо. В чем конкретно? От чрезмерно вкусного, сладкого, если уж мясо положено, то ограничивать его количество.
— Можно ли поститься только первую и последнюю неделю?
— По себе знаю, что первую неделю я только вхожу в пост. Только к концу первой недели мой организм смиряется, и молитва начинает твориться более проникновенная. Плоть уже не требует мяса, молока, сладостей – она смирилась, успокоилась. В последнюю неделю человек уже настолько привыкает к посту, что ему хочется сильнее углубиться в него. Это как бегун на длинную дистанцию – перед финишем напрягает силы, делает рывок. Я не понимаю, как это – въехать в пост и тут же от него отказаться… Как-то это нелогично. Слишком щадящий режим. Больным – да, это приемлемо.
— В обычные дни, когда большого поста нет, постными считаются среда и пятница. В дни Великого поста в среду и пятницу воздержание особенно строгое?
— Самая строгая – первая неделя, по старинным канонам в течение нее предписано сухоядение. Во вторник, четверг, субботу, воскресенье можно есть вареную пищу. В понедельник, среду, пятницу сухоядение. В наше время это не совсем приемлемо – у многих существуют проблемы со здоровьем.
— Знаю, что некоторые, дабы соблюсти пост смотрят на состав продуктов, например, выпечка может содержать яйца или молоко, стоит ли это делать — смотреть состав?
— Не помешало бы, но и в фарисеев тоже превращаться не стоит. Допустим, на килограмм теста положили три грамма сухого молока, а другого хлеба нет… Наше время вообще сложное. Сегодня в пищу добавляются всевозможные добавки, различные «Е» — они же вреднее для организма, чем животные жиры. Состав продуктов сегодня настолько неестественный, что бывает, берешь постный продукт, а он вреднее обычного. Здесь вот что можно посоветовать – по возможности, в фарисеев не превращаться. Все должно быть в простоте. Хлеб – хлеб, каша – каша. Пряником угостили, ну, съешь. Ведь пост к чему нас ведет – к простоте в питании.
Продолжение интервью с отцом Геннадием читайте в следующем номере. Беседовал Виталий Хлебников.

 

Вера и мы.

Научитесь от Меня…
Хочу задать читателю интересный вопрос: «Кто нас воспитывает?» Не торопитесь с ответом. Конечно, это те, кто с нами с самого начала – наши родители. Но ведь они не все время с нами. Школа, улица, друзья… Мы читаем книги, приобретаем жизненный опыт. У каждого из нас складывается свое представление о том, как надо жить. Но вдруг нам открывается Евангелие. И оказывается, что все совсем не так, как мы представляем.
Например, отношение Бога к задаче исправления людей. Как часто мы хотим силой заставить кого-то сделаться добродетельным. Хотим других исправить, весь мир, все зло вокруг победить… А вот победить зло в собственном сердце — времени не хватает. В отношении с другими пытаемся настоять на своем, спорим, раздражаемся, часто грозим.
Не так влиял на людей Господь. Он, Всемогущий, не оказывал ни малейшего давления на их свободную волю. Как пишет схиархимандрит Софроний: «Бог бережет свободу человека как самое драгоценное начало в нем, и потому смирением влечет душу к любви Своей».
Господь Иисус Христос предупреждает Своих учеников: «Берегитесь закваски фарисейской». Суть фарисейства — лицемерие. (Когда неважно кто мы внутри, а важно как мы выглядим). Чтобы познать себя, свой внутренний мир приходится проходить через искушения, которые показывают, кто ты есть на самом деле. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» — говорит апостол Иаков. Как можно вылечиться, не поставив диагноз? Испытания выявляют наши душевные болезни, как рентген. Господь говорит о любви к врагам, ведь часто они показывают нам, кто мы есть на самом деле. Они скажут о нас всю правду. А мы аккуратно запишем, выучим и начнем исправляться. Так приобретем драгоценный душевный мир, то состояние души человека, которое вводит в Царство Божие. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Смирение, в первую очередь, это признание другого, уважение к нему и, сверх того, умение увидеть свое несовершенство, раскаяться и тем самым – встать на путь исправления. Как этому научится? Начинать нужно с простого, с воздержания, то есть неделания. Хочется кому-нибудь ответить грубо — не делай. В этом и заключается аскетика. Сначала учимся не вкушать пельменей в среду и пятницу, а когда научимся, то сможем и язык удержать. Например, не приставать к человеку, не обращать его в христианство, относительно которого у нас, возможно, нет глубокого понимания. Чтобы своими разговорами не отдалить кого-нибудь от христианства еще сильнее. Только наша гордость заставляет все время кого-нибудь спасать, как будто Спасителя нет в природе. А Он есть. Он с нами до скончания века.
Дмитрий Думм.

 

Колонка главного редактора

Колонка главного редактора
О молитве, душе и … дыхании
Тот, кто часто бывает в православном храме, знает, что в нем есть особое место – клирос. Там поет церковный хор, оттуда во время службы возносятся молитвы. Предлагаю заглянуть «за кулисы», побывать там, где довелось находиться не каждому…
Примерно за полчаса до начала службы, когда прихожане стоят и тихонько переговариваются в пределе храма, на клиросе царит оживление. Псаломщик Наталья суетится – что-то пишет, смотрит богослужебные указания, раздает задания чтецам. Немного поодаль распевается церковный хор, повторяя особо сложные места партитуры. Наконец раздается звон колокольчика – сигнал к началу службы. Суета моментально стихает, лица чтецов и певчих становятся сосредоточенными, хор поет «Царю небесный…»
Идет служба. Уносятся вверх слова древних молитв, и вместе с ними набирает высоту душа. Ловишь себя на мысли, что находишься где-то не здесь, а в месте, которому, наверное, нет названия… «Душа человека по природе христианка». Справедливость эти слов, произнесенных философом Тертуллианом, понимаешь именно здесь, на православном богослужении.
Может показаться странным, но, отстояв службу, которая длится два, а то и три часа, совсем не чувствуешь усталости. Как будто не было этих нескольких часов на ногах — бежишь домой так быстро, словно за спиной выросли крылья…
Кто же эти люди, которые читают на клиросе псалмы и молитвы? Мужчины и женщины – братья и сестры во Христе – обычные прихожане. Семьи, работа, домашнее хозяйство – все как у других. С той лишь разницей, что каждую неделю они по зову сердца приходят на службу в храм. Псаломщик Наталья на клиросе уже десять лет. Во время службы часто звучит ее плавный певучий голос. Можно только подивиться багажу ее знаний – оказывается, что богослужение это целая наука…
Да, но неужели, чтобы славить Бога нужно обязательно идти на клирос? Конечно, нет. Ведь Господь слышит нас, где бы мы ни находились. Молитвослов, псалтирь, сборник акафистов. Каждый из нас в силах помолится. А когда молитва идет еще и от сердца – вот тогда-то она и становится тем самым «дыханием души», каковым называли ее святые отцы. Поверьте, они знали, о чем говорили!

Главный редактор газеты «Православный Качканар» Вадим Мальгин.

 

Новомученики

Наша история
Претерпевшие до конца
Подготовка материала о новомучениках и исповедниках российских поначалу казалась мне задачей элементарной. Что может быть проще – заглянул во всезнающий интернет и вот, пожалуйста, статья готова. Тем более что и повод есть — 9 февраля верующие Качканара вместе со всей Русской Православной Церковью помянули тех, кто пострадал за веру после революции 1917 года. Однако все оказалось не так просто… Родился, крестился, учился. Сухие строчки анкетных данных. Только с той разницей, что в финале биографии – смерть в заключении или расстрел. И вот, проходят перед глазами жизнеописания новых святых, суровые лица смотрят с черно-белых фотографий. И здесь понимаешь бессилие журналистики – трудно выразить ее средствами атмосферу того времени, чувства тех кто жил тогда… Атак хочется прикоснуться к их жизни не просто на уровне биографии, а сочувствовать, сопереживать…
Епископы, священники и простые прихожане. Их гнали и расстреливали только за то, что они верили в Бога. Мы помним о подвиге первых христианских мучеников, явивших чудеса мужества и веры. И вот история повторилась. В «отдельно взятой стране» решили искоренить Церковь и всех носителей православия. Один из последних советских правителей обещал в 80 году показать по телевизору последнего попа. Но Церковь выстояла. Доказав этим еще один раз, что она — установление Божье. Потому, что в таких условиях ни от одной человеческой организации не осталось бы и следа.
«Претерпевший же до конца спасется» — этими словами Господь напутствовал свих учеников, благословляя их проповеднический подвиг. Современные священномученики – это те, кто выполнил данную Иисусом заповедь. Вот имена лишь некоторых из них: священномученик Владимир Киевский, священномученик Николай Кандауров, Преподобный Леонтий (Стасевич) — архимандрит, священномученик Василий — епископ Прилукский… В 2011 Русская Православная Церковь канонизировала поименно более полутора тысяч человек. Святые новомученики и исповедники российские, молите Бога о нас!
Федор Евсеев.

 

Прощёное воскресенье

Последний день масленицы – прощёное воскресенье. Это один из самых благодатных и радостных дней в году! Он совершается накануне Великого поста, дабы вступить в него с чистой душой, примирившись со всеми. На Литургии читается Евангелие о прощении обид нашим ближним: «Если отпускаете человекам согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мф.6,14-20).
Примирение с людьми. Примирение с Богом. Вот то, к чему должна стремиться душа. Постоянно. Непрерывно.
— Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче… — настойчиво просим мы у Всевышнего. И по велицей Его милости в этот воскресный день чудесным образом происходят удивительные вещи. Казалось бы, ещё вчера невыносимые обиды и неудовольствия в одно мгновенье становятся мелкими, надуманными и даже нелепыми. Сердце потихонечку разгорается огоньком любви, а следом согревается и душа, постепенно приходя в такое умилительное состояние, что уже не на словах, а по-настоящему, от всего сердца прощаешь всех, всех, всех! И совсем не из-за боязни непрощения Свыше, а потому что, попав под мощную волну благодати, кроме своей ничтожности перед великим прощением ни о чём другом думать уже не в состоянии. И из каких-то неведомых ранее, потаённых уголочков души вырастает самый, что ни на есть большой и главный вопрос. Вопрос к себе: «А я-то вообще кто?» И что, по сути, мне мешает примирению с людьми не только раз в году, а каждый день и час? Ведь я по водам не хожу, мало того — и ходя по земле спотыкаюсь. Ни смирения нет, ни терпения, ни любви, ни великодушия. А Господь терпит и любит. И терпят ближние изо дня в день и из года в год мою никчемность, и что удивительно – тоже любят! «Господи, прости!», «Господи, не отвержи мене от лица Твоего»… И комок застревает в горле. И у души словно открываются невидимые шлюзы – чувства, мысли, слёзы потоком, как у маленького провинившегося ребёнка. И появляется непреодолимое желание всех обнять, прижать и непременно, непременно попросить прощенья! Без этого прощёное воскресенье – не прощёное.
Люди добрые, простите меня грешную, Христа ради…
Надежда Шулепова.

Святые отцы о прощеном воскресенье:
Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: «Простите ближним согрешения их пред вами».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин

 

Читальный зал

Белые одежды
Очень радует то, что в нашей стране появился православная литература. «Пасха красная», «Отец Арсений», «Несвятые святые». Особый пласт художественных произведений, в основе которых путь человека к вере в Бога, обретению вечных ценностей. Что удивительно, нужные книги почти не ищешь, они «приходят» сами. И, главное, — появляются в тот момент, когда нужна помощь, духовная поддержка. Кто-то книгу дарит, другой дает почитать… Но всегда вовремя.
Сегодня появляются художественные произведения, связанные с православием, есть книги почти документальные, такие как «Пасха красная». Но в этот раз обратимся к творению советского писателя Владимира Дудинцева, его роману «Белые одежды».
Говорить о литературных достоинствах этой книги можно долго и много. Но все-таки, лучше один раз прочитать. «Стоял тихий сентябрь. Воскресное утро, может быть, последнее ласковое утро уходящего лета, тихо, как младенец, играло солнечными пятнами и тенями…» Это, конечно, маленькое чудо – с первых строк романа начинаешь видеть, то о чем пишет Дудинцев, а потом и жить этим. Описываемые автором события как будто обрастают плотью, становятся осязаемыми. Предметы, обстановка, голоса – ты находишься там, видишь лица героев, понимаешь их.
Сюжет романа основан на положении в биологической науке, существовавшем в послевоенном СССР. Тогда в биологию пролезли лжеученые, которые много обещали, рисуя перед руководством страны картины будущего изобилия. К сожалению, красивые посулы и пустые слова оказались действенными. Настоящая наука была загнана в подполье. Те, кто занимался ей, в любой момент могли оказаться за решеткой. Эти события высвечивают человеческую суть – один оказывается бескорыстным искателем научной истины, другой подлым карьеристом, карабкающимся вверх по служебной лестнице.
В романе автор много размышляет над природой добра и зла. Писатель приходит к мысли, что добро и зло не меняются со временем, они как и две тысячи лет назад остаются прежними, меняются только формы, внешний антураж. Зло надевает все новые маски, чтобы причинить человеку побольше страданий.
Далекий от христианства по тематике, роман Владимира Дудинцева получился христианским по сути. Его герои жертвуют собой ради других, ради истины. В своих духовных поисках автор вплотную приблизился к священному писанию. Неслучайно эпиграфом романа стала цитата из откровения Иоанна Богослова.
Роман «Белые одежды», вышедший в 1986 году через два года получил Государственную премию СССР.
Виталий Хлебников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *