Выпуск 2

Идолопоклонство

Точка зрения
С Новым годом, Бэтмен!
Вот интересно устроена жизнь. Точнее, профессия журналиста. Иногда, чтобы найти тему для статьи, вовсе не обязательно весь день ходить по дому, схватившись за голову – достаточно проехать пару остановок на автобусе. Разговор, который подвигнул меня к написанию этого материала, состоялся в салоне одной из качканарских маршруток. Маленькая девочка в розовом пуховичке добивалась от мамы ответа на очень важный вопрос:
— Мам, ну в какой год я родилась? В год лошади?
— Нет, доча, в год обезьянки.
— Но я хочу в год лошади! Или в год снегурочки!
В недалеком будущем, наверняка, появятся такие гороскопы: «Родившимся в год Спайдермена сегодня улыбнется удача. Остерегайтесь людей, появившихся на свет в год Терминатора, они сегодня будут особенно агрессивны. Особенно эффективным окажется сотрудничество с людьми, рожденными под знаком Бэтмена». Все это читателю может показаться абсурдным, однако почему-то нам не кажутся странными подобные титры на телеэкране: «Александр, друг певицы (кролик)» или: «Жанна, писательница (обезьяна)». Мы не удивляемся тому, что книги пишут «обезьяны», за прилавком стоят «кролики», а поют… Нет, не соловьи – «лошади» и «собаки». На вопрос: «Кто ты по гороскопу?» слышим уверенный ответ: «Свинья». Куда там дедушке Дарвину с его происхождением человека…
А ведь имя этому безумию – идолопоклонничество. За многие годы, которые прошли со времен возникновения язычества, изменилась форма поклонения, но содержание осталось прежним.
Древнего человека можно понять. Потеряв связь с истинным Богом, оставшись наедине с силами природы, он обожествлял их, пытаясь умилостивить и подчинить себе. Делал из камня или дерева фигуры богов (идолы), приносил им дары. Религиозная мысль искала своего Творца, ставила «вечные» вопросы. И ответ был дан. Больше двух тысяч лет назад пришел в мир Творец. И не просто Творец – Спаситель. Что же происходит с нами сегодня, в то время когда Евангелие стало доступно всем, по всей стране открыто множество храмов? Откуда берутся эти рецидивы пещерного сознания?
Мы с готовностью верим в фэн-шуй, серьезно полагаем, что если у порога поставить мужские тапочки, то скоро в доме появится и тот, кто будет их носить. Многие держат дома фигурки животных, которые, якобы охраняют дом, приносят удачу. И все это вместо молитвы, труда. Ищем чуда на стороне, пытаясь, потратив два рубля на китайскую позолоченную жабу, получить с ее помощью как минимум – два миллиона. А ведь чудо из нашей жизни никуда не ушло. «Тот, кто хотя бы раз искренне, с душой молился – чувствовал в своем сердце Бога». Не знаю, кому точно принадлежат эти слова. Да это и неважно, потому, что они стали теперь и моими. А ведь постоянная молитва – это труд, труд которому нужно учиться. Многочисленные же варианты современного идолопоклонства и магии содержат в себе соблазнительное обещание – не прилагая усилий, достичь заветного результата…
Хочу рассказать одну историю. Ее поведала мне одна моя знакомая. Поехала она как-то по путевке в одну из экзотических южных стран. Море, пальмы и буддистские храмы. Нашей туристке все это, конечно, в диковинку. Ходит, смотрит. — А вот здесь, — говорит экскурсовод, — можно желание загадать. Взяла, да загадала. Приехала домой – смотрит, а серебряная иконка Николая Угодника, что рядом с крестиком нательным на груди висела — почернела вся. А ведь бывает и так, что Господь посылает и более серьезные вразумления…
«Терпение и труд все перетрут». Именно этих двух вещей нам порой так не хватает. Кстати, в православном варианте это изречение звучит как «Молитва и труд все перетрут». Не могу с этим не согласиться.
Автор статьи  Федор Евсеев.

 

Интронизация

Пастырь нашего времени
Первого февраля исполнилось 5 лет со дня интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Надо сказать, что служение Владыки пришлось на нелегкое время. Время свободы…
Вот мало русскому человеку свободы! Читай что хочешь, думай, выражай свое мнение… Только вот такого ли рода свобода нужна современному человеку? «Хлеба и зрелищ!» — этот крик души древнего римлянина общество сегодня удовлетворило с избытком. Хлеб насущный – с маслом и колбасой — в супермаркете шаговой доступности, телевизор и интернет предлагают зрелища на любой вкус. При этом все чаще слышны голоса о том, что свободы, все-таки «маловато будет»…
Какую же свободу отстаивает, например, западный мир? Там сегодня всерьез ведутся разговоры о легализации педофилии. В некоторых западных странах разрешены наркотики… А может мир сошел с ума? Вскружил голову ветер свободы – треплет волосы. Как бы то, на чем они растут, не оторвал… «…всякий, делающий грех, есть раб греха. … Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. (Ин. 8:34-36)» Как же разительно отличается евангельская свобода от «свободы» той, которой сегодня многие добиваются на Западе. Быть свободным от греха или свободно совершать грех… А ведь гонения на Христову церковь за рубежом, скорее всего, происходят не в последнюю очередь от ревнителей той самой «свободы». Затхлый ветерок западной независимости долетает и до нас. Ведь сейчас мир представляет собой единое информационное пространство. И о чем «там» только подумали, уже вовсю обсуждают у нас.
Часто приходится слышать сегодня такие слова: «Я не против веры, но против Церкви». Почему так? Ведь вера во Христа неотделима от Церкви, ее таинств – крещения, исповеди, причастия. Ведь отвращая человека от Церкви, противники ее, по сути, отвращают людей и от самой православной веры. На этой почве постоянно достается и нашему Патриарху. Люди обсуждают то его машину, то какие-то часы… Что же делать — запрягайте, Преосвященный, гнедую в яблоках, да езжайте на ней на международную встречу в Кремль… Ну хоть бы раз услышать в разговоре, чтобы обсуждали то, что сказал Патриарх в «Слове пастыря», программе, которая выходит по субботам на «Первом канале». А ведь наш Патриарх образованнейший, умнейший человек, обладающий даром слова. Думаю тот, кто хоть раз внимательно слушал его речь, не смог остаться равнодушным.
Пять лет в истории народа – это совсем немного. Немного это и в истории Церкви. Однако в жизни человека – это довольно продолжительный период. Особенно, если жизнь эта целиком посвящена служению Церкви, вере, своему народу. Сегодня появились первые результаты введения в школах основ православия, начало чему положил еще предыдущий Патриарх Алексий II. При Патриархе Кирилле принята программа строительства двухсот храмов, из которых пока малая часть, но уже построена. Но главное, о чем хочется сказать в день пятилетия возведения Патриарха на трон, так это о том, как распорядился человек данным ему правом выбора, своей свободой. Он выбрал не беззаботное порхание по лугу жизненных наслаждений, нет, он выбрал тяжелую ношу, крест архипастырского служения. Пожелаем Главе нашей Церкви нравственных и физических сил на этом пути, и, да хранит Вас Господь!
Автор статьи  Виталий Хлебников

 

Мемуары

Души их во благих водворятся
Удивительные метаморфозы проделывает с нами время! Взять хотя бы наш православный приход. Чуть более двадцати лет ему, а ощущения такие, что так было всегда. И есть, и будет.И слава Богу! Хотя вспоминать безбожные времена полезно, хотя бы потому, чтобы ценить то, что сейчас имеем. И обязательно поминать нужно тех, кто пробивал стену безбожия у нас в Качканаре.
Хотелось бы вспомнить добрыми словами трёх замечательных подвижниц, которые особенно порадели в этом деле. Это Пелагея Никитична Николаева, Мария Николаевна Лопаева и Таисия Матвеева (вроде как Ивановна, но её почему-то звали только по имени). Это простые русские женщины, для которых вера была смыслом жизни, а храм в Качканаре – заветной мечтой. Именно такие женщины и сохранили искры веры в России. А главное ведь что. Всегда трудно найти людей, которые станут в полный рост и крикнут: «Вперёд!» Вот и в тех обстоятельствах.Хоть и был на дворе 1992 год, а в сердцах людей по-прежнему жил страх: а вдруг «послабления» временные? Поэтому исполнительная«двадцатка» формировалась, мягко говоря, ни «на ура». Люди не хотели фигурировать в списках. Думаю, всем ясно, что первые три фамилии в списке «двадцатки»: Николаева, Лопаева, Матвеева.
Первая встреча с этими замечательными женщинами произошла в зимние каникулы 1992 года в электропоезде Качканар — Нижний Тагил. Автор этих строк ехал за туристической путёвкой для своего класса. И вдруг услышал: «Смотрите: батюшка едет!» Повернул голову – три пары глаз смотрели пристально и с любопытством. Подсел к этой компании. Все они ехали на службу: Мария Николаевна – в вШайтанку (Николо-Павловское), Пелагея Никитична – в Кушву, Таисия – не помню куда. Да! Таковы были реалии того времени: православные качканарцы мотались, кто куда, основная масса – в Кушву.
Встречи стали регулярными. Проходили они на квартире Марии Николаевны. По сути, там был штаб, где разрабатывался «план взятия Парижу пролетарскими войсками». К тому времени уже был передан верующим храм в посёлке Ёлкино. Чего ещё было ждать качканарцам? К слову сказать, в Качканаре всегда была адекватная власть. Вот и тогдашний Глава администрации А.Л. Кузнецов с пониманием отнесся к просьбе верующих и принял решение о передаче создаваемой православной общине здания закрывшегося детского сада в переулке Строителей – самого старого в Качканаре. И вот наши активисты первого часа уже бродят среди далеко не графских развалин, радуются немудрящему оставленному скарбу, планируют, где будут стоять мужчины, где женщины, посередине – проход (его не занимать!), где свечная лавка, где трапезная… И отец Владимир (Нестеров) как-то подошёл. Намечтавшись, пошли обратно. А снегу – только что ни по колено. Таисия, имевшая специфическое чувство юмора (она никогда не смеялась и практически не улыбалась), говорит: «Первый пусть пастырь идёт, а мы, овцы, следом».
Во время одной из сходок родилось название прихода. Решали методом мозгового штурма. Что только не перебрали. И в какой-то момент Пелагея Никитична предложила: назвать в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»! Перебивая друг дружку стали обосновывать: город строился на неосвящённом месте, в безбожное время, люди умирали без покаяния, некоторые – некрещёнными… А аргумент «на верхосыточку» — такого ни у кого нет, и все будут ездить к нам на престольный праздник. Такой образ был в Михаило-Архангельском храме города Кушвы. И ведь съездили в этот храм, помолились перед святым образом. Настоятель отец Владимир Елисеев без всяких проволочек передал икону качканарцам. Сейчас эта святыня находится в нижнем храме.
Такой вот исторический факт: организационное собрание провели в кабинете №15 школы №4. Мария Николаевна подготовила необходимые «шпаргалки» для ведения собрания. Представляете? Глаза у собравшихся горят, грянули «Царю небесный» и «Отче наш», махом решили все вопросы и приняли необходимые документы, спели «Достойно есть» — а расходиться и не хочется! С удивлением разглядывали учителя школы выходивших из кабинета женщин далеко забальзаковского возраста. «Что у Вас там было?» — любопытствовали они. «Родительское собрание!» — был им ответ.
Вспоминается поездка в областной центр за архиерейским благословением. Мария Николаевна что-то сильно приболела, поэтому на встречу с Владыкой были командированы Пелагея Никитична с Таисией и аз многогрешный. Качканарский поезд приходил в несусветную рань, и уже в шесть утра мы сидели в епархиальном управлении в ожидании приёма в надежде быть первыми (наивные!). Такое впечатление, что наши бабушки знали всех и каждого. Первым в девятом часу в приёмной появился библиотекарь Илья Тимаков – и его тотчас подманили и с пристрастием допросили, как следует вести разговор с Владыкой. Затем стали подтягиваться просители, в том числе священнослужители. При этом улыбка блаженства не сходила с лица матушки Пелагеи. Она только успевала радостно всплескивать руками и восклицать: «Ой! Отец Симеон!.. Ах! Отец Александр… О!!! Отец Николай!..» Причём у каждого благословится и каждого порасспрашивает о житье-бытье.
И вот враз всё стихло: в приёмную вошёл Владыка –архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Мелхиседек. Пристально всех оглядел, всех благословил и вошёл в кабинет. Понятно, что на приём мы попали сильно не первыми, но встреча прошла, можно сказать, душевно. Владыка расспросил буквально обо всём. Узнав, во имя кого будет приход, спросил у автора этих строк: «Тропарь «Взысканию погибших» знаешь?» По туповато-растерянному выражению лица догадался об ответе и запел сам: «Радуйся, благодатная Богородице дево…» Пелагея Никитична пробовала зазывать его к нам, обращаясь «на ты»: «Владычечка, уж ты приезжай в Качканар послужить, как храм откроется!» Владыка задумался: «А где это – Качканар?» Благо в кабинете была карта Свердловской области – показали ему, где Качканар. «Хм… Далеко…» — владыка покачал головой, — «а бензин-то знаете, какой дорогой?!»
Все трое пели на клиросе, причём Пелагея Никитична была псаломщицей. Ох и попадало им от настоятеля отца Владимира (а кому от него не попадало?): «Всю жизнь мотались, по разным церквям пели – и не знаете ничего!» Нет-нет, бывало, возразит Мария Николаевна, немного протяжно, напирая на «о»: «Отец Владимир! Опьять Вы ругаетесь! Ну и ездили! А что толку? Стояли сзади да подтягивали передним!»
Когда певчие отдыхали после первой в истории пасхальной службы, отец Владимир принёс и включил магнитолу с записью песнопений хора Троице-Сергиевой лавры: «Слушайте и учитесь, как надо петь!» Очень это не поглянись нашим бабушкам. Послушав какое-то время, Пелагея Никитична изрекла: «Михалыванач! А ведь они там поют не по-настаяшшаму! А вот мы поём –по-настаяшшаму!» А по прошествии нескольких дней уже Таисия «выдала» отцу Владимиру: «Батюшка! Ты хвостатого-то убери из храма!» (Это она про магнитолу).
Пелагея Никитична была в солидных летах и постоянно просилась «в отставку»: «Ба-а-тьшка! Ну отпусти ты меня уже!» А отец Владимир только недовольно отмахивался. А когда пришло время и отлетела её светлая душенька, в храме был другой настоятель (отец Валерий?) отец Владимир уже не служил, был переведён. Но промыслом Божиим оказался в Качканаре и отпевал свою верную прихожанку. «Просила ты, Пелагеюшка, чтобы я тебя отпустил… Вот я тебя и отпускаю…»При этом все плакали навзрыд.
Давно уже нет среди нас и Таисии, умерла Мария Николаевна и многие другие активисты первого часа. Слёзы наворачиваются, как подумаешь об этом.
Что хочется сказать в заключении? Мы должны помнить тех, кто стоял у истоков и молиться за них.
Упокой, Господи, души усопших раб твоих Пелагеии, Марии, Таисиии прости им их прегрешения – вольные и невольные.
Автор статьи  М.Титовец

 

Покаяние

Вера и мы
Господи, в покаянии приими мя!
Для чего человек идет в церковь? Тот, кто приходит в храм впервые, испытывает чувство дискомфорта, какой-то сильной неуверенности. Испытывает потому, что вдруг понимает: то, что находится в нем, никак не соответствует тому, что живет здесь…
В этот момент человек может задуматься о цели своей жизни, пожелать изменится.
Здесь на Земле, особенно в Церкви, все совершается незримым действием Божиим. Например, приходя на исповедь, мы приступаем к одному из основополагающих таинств. Давайте внимательно вслушаемся в молитву, предваряющую нашу исповедь. «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». То есть ты, человек, стоишь один на один – с Богом!
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Матф. 4:17)
Отцы Церкви вообще представляли себе жизнь человека непрестанным развитием, которое начинается на земле и продолжается за гробом. Человек, по учению святых Отцов, здесь, на Земле созидает себе то настроение, которое будет содержанием его будущей жизни. Покаяние – это внутреннее перерождение, которое Господь дает тебе, видя искреннее желание жить иначе.
Кто-то из нас принял крещение в младенчестве, кто-то в юности, кто-то в зрелые годы. Но у всех нас есть одно общее: мы не сохранили обеты, данные нами при крещении. Бог всегда оставался верен нам, мы же многократно оказывались неверны Ему. В этом и должны мы приносить покаяние.
Отцы Церкви называют покаяние «вторым Крещением». Благодаря нему человек может слезами раскаяния омыться от греха, восстать от своего падения и продолжить путь к Богу. К сожалению, немногие знают, что есть покаяние, каков его глубочайший смысл, в чем нужно каяться.
«Люди утеряли чувство покаяния. Они грешат, и совесть их в этом не обличает» — говорил старец Паисий Святогорец. Мы еще до конца не понимаем, что раскаяние человека может повлиять на волю Божию о нем. Покаяние возвращает человеческое достоинство. Когда человек решается не повторять своих прежних грехов и скорбит о них, такое настроение приводит к раскаянию и обязательно делает человека хотя бы чуть-чуть лучше.
Покаяние приносится Богу. Именно Богу. Но исповедуются священнику.
Если в человеке нет желания исправиться, и он подходит к исповеди, как ни к чему не обязывающему обряду, Таинство Покаяния нельзя назвать состоявшимся. К такому человеку можно применить слова одного русского подвижника: «Вот приходит человек на исповедь. Перечисляет грехи. Батюшка ему говорит: «Прощаю и разрешаю». А Господь на Небесах говорит в это время: «А я не прощаю и не разрешаю…»
Слово покаяние происходит от славянского «каять», отсюда «окаянный» – достойный осуждения. Осуждение другого – это грех, а вот самоосуждение – это покаяние, вернее, лишь одна из его составляющих. Покаяние, конечно, включает в себя и мольбу о прощении и помощи.
Человек — это не тот, кто ходит на двух ногах и разговаривает по мобильному телефону. Человек — это тот, кто похож на Бога, который раскрыл замысел Божий о себе. Потому что, как только он перестает быть рядом с Богом, вся ценность его опускается до нуля. Лишь Господь может помочь человеку взглянуть на себя самого со стороны. Сам человек на это не способен, это – милость Божия.
Первые же слова пятидесятого псалма дают нам почувствовать, какое сокрушенное сердце имеет человек, который осознал и пережил совершённый грех: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» Это удивительная логика: помилуй, потому что Ты – Милостив. Священник ли ты, или простой прихожанин, много добрых дел сделал, или одно, в покаянии все это перестает иметь значение. Помилуй, не потому, что я хороший, не потому, что я заслужил прощение… Нет. Помилуй, потому что Ты – Милостив.
В заключение хочется привести замечательные, даже неожиданные в своем оптимизме, слова святителя Димитрия Ростовского: «Радуйтесь, грешники! Праведников поведет в рай апостол Петр, а грешников — сама Божия Матерь!».
Автор статьи  Дмитрий Думм

 

Про лопату

Пять мушкетеров и лопаты.
(Святочный рассказ)
Накануне праздника Крещения Господня в Качканаре повалил снег. Деревья возле верхнего городского храма стояли нарядные, осторожно держа на своих веточках легкое белое одеяние. Было пасмурно и тихо. Так тихо, что особенно внимательный слушатель мог уловить звук неспешно падающих на землю снежинок. Постепенно в тишине стали вырисовываться отдельные фрагменты, оказавшиеся голосами. А затем площадку перед храмом заполнили их обладатели. Ими оказались пятеро мужчин разного возраста и, говоря языком теленовостей, различного социального положения. Объединяло всех пятерых наличие в их руках лопат, и, пожалуй, какая-то мягкость в обращении друг с другом, которая встречается у добрых друзей да православных христиан. Наши пятеро были и теми и другими. В это утро они вышли на борьбу… Борьбу со снегом.
— Лопаты наизготовку, мушкетеры в бой!
— Есть, товарищ самый младший сержант!
— Самый младший сержант по-научному называется ефрейтор.
— Ну, вот! А я в армии даже до рядового не дослужился. Комиссовали.
Мелькали в воздухе лопаты, снежное поле возле храма, появившееся за ночь, постепенно обретало цивилизованные черты.
Один из приятелей неожиданно сделал подсечку невысокого роста пареньку по имени Андрюха, но тот ловко увернулся от нее и моментально перешел в контратаку.
— Ты с ним поосторожней, он владеет приемами боевого фэн-шуя.
— Это как?
— Ну, вот приходишь ты к нему домой, а там все опасные места строго по частям света ориентированы. С запада на тебя нападает таракан, строго на северо-востоке стоит боевой холодильник.
— Причем здесь пищехранилище?
— А притом, что 220 вольт, подведенные к нему, в любой момент могут стать твоими.
Небо смотрело на пятерых своих чад с теплой и немного снисходительной улыбкой. Так смотрит на малыша любящий отец, наблюдая за его возней и слушая трогательный детский лепет.
— Вот снегу-то навалило!
— Глаза боятся, а руки в это время что делают?
— Делают.
— Правильно. А что делают?
— Убирают снег!
— Элементарно, Ватсон! Головной мозг дает команду рукам, руки – лопате. А лопата уже убирает снег.
— Что-то у меня позвоночный столб утомился.
— Так иди отдохни, чайку попей.
Постепенно голоса возле храма стихают. Среди сугробов остаются чернеть пластиковые совки лопат, на которые падают легкие маленькие снежинки. Те же голоса теперь раздаются из небольшой церковной столярки. На верстаке рядом с замысловатым станком уютно кряхтит закипающий чайник. Властелин подсобки Костик, парень с окладистой бородой и умными глазами расставляет чашки. Тема разговора, крутившаяся на улице около мозга и позвоночных столбов, теперь каким-то непостижимым образом улетела в прошлое. Говорили об СССР и братской Восточной Германии.
— У меня в Германии брат служил.
— В ГДР?
— Конечно, тогда и была ГДР.
— А ФРГ, что не было?
— Как не было, они через стенку были – соседи. Да, потом стенку снесли, теперь они вместе живут.
Как невозможно мгновенно остудить кипящую кастрюлю с плавающей в ней свиной рулькой, так нельзя в один момент остановить поток мыслей, несущихся в голове. Тем более нереально нескольким, собравшимся вместе русским, прервать интересную беседу, которая находится в самом разгаре. Но чайник вскипел, заварка золотится в чашках, время читать молитву. Костик на правах хозяина встает перед иконами первый. «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое…» Теперь тишину столярки нарушают лишь слова древней молитвы. Хотя, слово «нарушают» не совсем точно. Молитва звучит в тишине, подчеркивает ее. Кажется, что слова, произнесенные Иисусом больше двух тысяч лет назад и тишина — одной природы. Лица недавних балагуров становятся серьезными. Губы еле слышно повторяют слова, руки творят крестное знамение… Положенные молитвы окончены, все садятся пить чай. Но разговор все никак не может взять разбег, лица собеседников остаются сосредоточенными. Все как будто медлят расстаться с той, предвечной тишиной, боятся выпустить ее изнутри. Однако постепенно игривый настрой вытесняет серьезное чувство и разговор набирает прежние обороты.
— А ко мне вчера гости из Екатеринбурга приехали. Просидели до четырех утра. Спать только в пятом часу лег.
— Понятно — пили кофе, кушали чупа-чупс…
— Ну, да, приблизительно…
Чай выпит, чашки поставлены на свои места, отзвучали благодарственные молитвы. Друзья снова вышли на снегоборьбу и через некоторое время одержали в ней безоговорочную победу…
Наши герои не знали, что на следующий день им снова предстоит встретиться вместе – за ночь аккуратный храмовый двор превратился в белую равнину… А еще у них впереди праздничная литургия – торжественная и радостная, путь домой с бутылками полными крещенской воды, которая может стоять целый год и совершенно не испортиться. Интересно, почему?
Автор статьи прихожанин.

 

Сретение Господне

Главная встреча в жизни
В прошлую субботу православные качканарцы праздновали сретение Господне. Сегодня мы расскажем об истории праздника, а также его значении.
«Сретение» в переводе со старославянского – «встреча». В этот день произошла встреча Бога с человечеством.
Согласно Евангелию, на сороковой день после рождества Христова, Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла в Иерусалим. По закону Моисея, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский.
Встретил их Симеон Богоприимец. Он — человек праведный и благочестивый, по преданию, был одним из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285-247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена». Он посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества.
И вот, в день, когда Богородица вместе с Иосифом принесла Младенца, по внушению Духа Святого Симеон пришёл в храм. Старец взял новорожденного Господа на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое…», означающие: «Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому, что собственными глазами видел Спасителя мира». Об этом же свидетельствовала и жившая при Иерусалимском храме престарелая пророчица Анна.
Так Симеон встретился с Господом. Завершение земных дней святого, который по преданию прожил около 300 лет, стало символом завершения эпохи Ветхого Завета.
Со времён от Ветхого Завета до Нового годы человеческой жизни уменьшились с 800 до 80. Нам с вами, к сожалению, столько времени, как праведному Симеону, Господь уж точно не отпустит. Мало того, и восьмидесятилетней отметки достигает не всякий. Каждый проживает определённое количество лет, а ведь человек и это, данное Богом время, опять же укорачивает своими страстями. То опихся, то объядохся, то обкурихся, не говоря уже про наркотики. Но Господь милостив настолько, что ждёт каждого из нас до последнего часа, до последней минуты и даже секунды нашей беспечной жизни. Ждёт, улавливая каждое, еле заметное, мимолётное движение человеческой души навстречу к нему. Но эта встреча невозможна без веры, покаяния и глубокого изучения себя. Мало того, с Богом важно не только встретиться, но открыв Ему своё сердце, и увидев всю красоту православия, пронести свою веру и любовь через всю оставшуюся жизнь. Сколько бы не было отмеряно – до конца. А когда конец – один Бог ведает. Может через год, а может через час. Стоит поторопиться…
Подготовила Н. Шулепова

 

Воскресная школа

Колонка главного редактора.
Азбука жизни
Не знаю, как другие, а я скучаю по своему детству. Иногда с умилением вспоминаю школьные годы. Всегда с волнением хожу на встречи выпускников, смотрю на лица учителей, на повзрослевших девочек и мальчиков. Таких непохожих на ту Ирину и Петю, с легкостью носившихся по коридорам или с увлечением гонявших футбольный мяч. Теперь Ирина Сергеевна и Петр Александрович сидят за школьными партами, неловко пряча под ними свои коленки. Семьи, дети, работа… Но как хочется иногда снова побыть учеником, пусть ненадолго вернуть то — забытое ощущение.
Здесь все так же как в обычной школе – преподаватели, уроки, экзамены. Только нет привычной толкотни на переменах, детского гомона, пронзительных трелей звонков. Да и за партами сидят не мальчики и девочки, а взрослые мужчины и женщины – сестры и братья во Христе. Необычные учителя – дьякон и иерей, да и уроки необычные. Не химия и физика, а сама жизнь, жизнь во Христе. С детства мы учимся читать и писать, прибавлять и вычитать. А — жена, б — работа… Где пройти азбуку жизни? Как научится жить в согласии с собой, с людьми, с Богом?
Учась в воскресной школе, многие вещи открываешь для себя заново. Один из прихожан рассказал о себе. Так вышло, что он пока не нашел своей половины. Сходился то с одной, то с другой, многих бросал. Почему получалось так? Искал свой идеал. И вот — одна не соответствует ему, другая. А ведь параметры, которые внушает нам, например, телевизор, существуют только в нем самом. Встречает человек свой идеал, свою Венеру. Ну, пусть не Венеру – Дженнифер Лопес. Женится на ней. А через год оказывается, что готовит она только чипсы, покупая их в магазине, о детях слышать не хочет и весь день только сидит у зеркала да пудрится. Что делать — разводится и снова искать свою, теперь уже Мэрилин Монро?
Как идти по жизненному пути, чтобы падая снова вставать, а главное идти именно туда, куда нужно, а не в противоположную сторону? Хорошо, что есть воскресная школа, где в любом возрасте снова можно почувствовать себя учеником, и главное, где вопросы эти не останутся без ответа.
Ученик первого класса взрослой воскресной школы, главный редактор газеты «Православный Качканар» Вадим Мальгин.

 

Читальный зал

Несвятые святые
Победитель читательского голосования премии «Большая книга». Участник конкурса «Книжная премия Рунета 2012». И, наконец, лауреат премии «Книга года 2012». Больше, в общем-то, о сборнике рассказов под названием «Несвятые святые» можно было бы ничего не писать. Добавить только, что в том же 2012, тираж книги перевалил за один миллион (!) экземпляров. Творение архимандрита Тихона (Шевкунова) опровергло один современный миф: «В России стали меньше читать». Как видите – читают! Причем читают не фантастику и детективы, а рассказы о монастырской жизни.
Кто-то сказал, что «всякий православный христианин может поведать свое Евангелие». Каждый из нас может рассказать свою Радостную Весть о встрече с Богом… «Шел 1984 год. Нас было пятеро. Четверо росли во внецерковных семьях, да и у пятого, сына священника, представления о людях, которые уходят в монастырь, мало чем отличались от наших, что ни на есть советских, … все мы тогда были убеждены, что в монастырь в наше время идут либо фанатики, либо безнадежно несостоявшиеся в жизни люди. Да! – и еще жертвы неразделенной любви». С этих слов начинается увлекательное путешествие по миру современного монастыря. Этому прекрасному месту, где живут по совершенно иным законам, чем в обычной жизни. Перед читателем открывается поразительный, ни с чем несравнимый мир – с отцами Серафимами, Иоаннами, Нафанаилами, Феофанами, Александрами – образованными умницами, необычайно смелыми и внутренне свободными людьми, знающими что-то такое, о чем гости монастыря даже не догадываются. «Несвятые святые» — книга о мире «бесконечно светлом, полном любви и радостных открытий, надежды и счастья, испытаний, побед и обретения смысла поражений, а самое главное – о могущественных явлениях силы и помощи Божией».
Все на нашей Земле – простое и сложное, маленькие человеческие проблемы и отыскание великого пути к Богу, тайны нынешнего и будущего века – все разрешается лишь загадочным, непостижимо прекрасным и могущественным смирением. И даже если мы не понимаем его правды, и смысла, если оказываемся к этому таинственному и всесильному смирению неспособными, оно само смиренно приоткрывается нам через тех удивительных людей, которые могут его вместить.
«Несвятые святые» — о ком это? Оказывается, и о нас с вами, дорогие прихожане! Помните, на литургии священник возглашает «Святая святым»? Возглас дается перед причастием, перед тем как мы готовимся принять Святыню – тело и кровь Христовы. «Оказывается, несмотря на все свои немощи и грехи, люди, составляющие земную Церковь, для Бога — святые».
Татьяна Киселева, Виталий Хлебников. В тексте приводятся отрывки из книги «Несвятые святые».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *