Выпуск 1

Содержание:

Обращение

Колонка главного редактора
Будем знакомы!
Дорогие друзья! Вы держите в своих руках первый номер газеты «Православный Качканар». У нашего православного прихода появился свой «голос».
Более двух тысяч лет назад явился в мир Спаситель. Но даже сегодня учение Христа не потеряло своей актуальности. Человек по-прежнему нуждается в четких моральных ориентирах. Без них современному обществу просто не выжить. «Не убий, не укради, не сотвори себе кумира…» Как злободневно звучат эти слова!
В современном мире есть много того, что людям, жившим в не столь далеком от нас двадцатом веке, показалось бы фантастикой. Компьютеры, интернет, сотовые телефоны… А что еще, кроме материальных благ несет человеку современная цивилизация? На эти и другие острые темы мы будем говорить с вами со страниц нашей газеты.
Мы хотим поближе познакомить горожан с православием. Что «обычный» человек знает о вере? Наверное, многие вспомнят богослужения в храме или купание в проруби на праздник Крещения Господня. А ведь православная вера не заканчивается за воротами церкви. Вера во Христа наполняет всю жизнь человека, делает ее осмысленной. Многие сегодня видят в христианской вере только запреты и ограничения. Выполнение заповедей Господа кажется тяжелой ношей. Вспомним слова Иисуса: «…возьмите иго Мое на себя … ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11:29-30.) А ведь это так! Жизнь во Христе преображает человека и делает исполнение заповедей не какой-то непосильной задачей, а естественной потребностью души…
Хочется сказать еще вот о чем: сегодня многие судят о православии лишь по внешним проявлениям веры. Знают, например, что есть храмы, где верующие ставят свечи и т.п. А вот внутренняя, духовная жизнь православного христианина остается для большинства за кадром. На страницах газеты мы будем рассказывать об основах православной веры, о том, чем живет христианин. Может быть, читая нашу газету, кто-то заново откроет для себя мир православия.
Надеемся, что и вы, наши читатели не останетесь в стороне. Ждем ваших откликов на публикации. Интересующие вас вопросы можете задавать настоятелю храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» отцу Геннадию.
Вадим Мальгин главный редактор газеты «Православный Качканар».

 

Поздравление в газету

Иерей Геннадий Чечулин:
Крещение Господне — не сказать Богу «нет»

Дорогие братия и сестры во Христе! Мы встретили с вами великий праздник Крещения Господня. Река Иордан стала тем местом, где Христос принял таинство от Иоанна Предтечи. Владыка мира — Бог был крещен рукой человека. Символично, не правда ли? Господь пришел в мир людей как равный, как обычный человек. Пришел не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы самому послужить. Всей своей земной жизнью Иисус доказывал это. Господь был волен сам определить и место своего рождения, и будущий социальный статус. И что же, Христос был рожден в роскошных царских чертогах? Нет, в хлеву. И «родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лук.2:7). Христу не нашлось места на постоялом дворе. Немногие решились принять Его. Место было только в яслях, там, где пахнет навозом, сеном, животными. Сегодня ситуация повторяется. Прошло много веков, но до сих пор стоит та же проблема. Иисус приходит к одним, но они не принимают Его, идет к другим, но они говорят, что у них не запланировано принять Его. Не так давно мы встретили Рождество Христово. Повсюду шли Праздничные вечера, продавались Рождественские открытки, дарились подарки… Но там не было места для Христа. Забавно, не правда ли? Рождество без Самого виновника Рождества. Иисусу нет места в теленовостях, нет места в школах и газетах.
Людей призывают к здравости, но откуда ей взяться, если порой в умах людей нет свободного места, как в той самой гостинице… Нет времени молиться, нет времени читать Библию, нет свободного места в расписании, нет, нет, нет. Нам всем необходимо найти в своей жизни место для нашего Господа, для Иисуса Христа. Нужно отдать целиком свое сердце Богу и не сказать Ему: «Нет места». И если мы отворяем Ему двери своего дома, радость проникает в сердце Тихой тайной. Господь наполняет нас Светом, торжеством, праздником. Рождение у человека дитя, нового человека — это чудо, шаг в будущее. Но рождение Богомладенца — это шаг в вечность для всякого верующего.
Настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» иерей Геннадий (Чечулин).

 

Детская болезнь

Взрослым о детях

О цветах жизни и родительских инстинктах
Дети – это святое. Все лучшее детям. Пусть хоть дети поживут. Цветы жизни. Радость в доме. Сынок, не беспокойся, папа для тебя все сделает.
Что-то меня вот эта песня страшно утомила. И как родителя, и как ребенка, и как будущего деда. Может, хватит уже любить детей? Может, пора уже с ними как-нибудь по-человечески?
Лично я не хотел бы появится на свет в наше время. Слишком много любви. Как только ты обретаешь дату рождения, ты тут же становишься куклой. Мама, папа, бабушки, дедушки тут же начинают отрабатывать на себе свои инстинкты и комплексы. Тебя кормят в три горла. Тебе вызывают детского массажиста. Тебя для всеобщего умиления одевают в джинсы и курточки, хотя ты еще даже сидеть не научился. А если ты девочка, то уже на втором году жизни тебе прокалывают уши, чтобы вешать золотые сережки, которые во что бы то ни стало хочет подарить любящая тетя Даша.
К третьему дню рождения все игрушки уже не помещаются в детскую комнату, а к шестому – в сарай. Изо дня в день тебя сначала возят, а потом водят по магазинам детской одежды, по пути заруливая в рестораны и залы игровых автоматов. А, да – чуть не забыл! Планшетник! У ребенка обязательно должен быть планшетник. А желательно еще и айфон. Прямо лет с трех. Потому что он есть у Сережи, ему мама купила, а она ведь вроде не так уж много зарабатывает, гораздо меньше нас. И даже у Тани есть из соседней группы, хотя она вообще с бабушкой живет.
Перед школой обычно заканчивается «кукольный период» и тут же начинается «исправительно-трудовой». Любящие родители, наконец, осознают, что они наделали чего-то не того. У дитяти лишний вес, отвратительный характер и синдром дефицита внимания. Все это дает повод для перехода на новый уровень увлекательной игры в родительскую любовь. Этот уровень называется так: «найди специалиста». Теперь с тем же энтузиазмом тебя таскают по диетологам, психоневрологам, просто неврологам и просто психологам. Родня бешено ищет какое-нибудь чудо, которое позволит добиться волшебных оздоравливающих результатов, не меняя при этом собственного подхода к воспитанию дитяти. На это эзотерические по сути практики тратится куча денег, нервов и море времени. Результат – ноль целых, чуть-чуть десятых. Еще для этого периода характерна отчаянная попытка применить к ребенку нормы железной дисциплины и трудовой этики. Вместо того, чтобы увлечь маленького человечка каким-нибудь интересом, вместо того, чтобы дать ему больше свободы и ответственности – родственники выстаиваются в очередь с ремнем и криком. В результате ребенок учится жить из-под палки, теряя способность хоть чем-то интересоваться.
Когда же бесполезность потраченных усилий становится очевидной, начинается этап надломленной родительской пассионарности. Тут почти все любящие родители вдруг резко начинают своих детей ненавидеть: «Мы для тебя, а ты!»
Раньше не было детоцентричной семьи. Дети были любимы, но они с первых проблесков сознания понимали, что являются частицей большого универсума под названием «наша семья». Что есть старшие, которых надо уважать, есть младшие, о которых надо заботиться, есть наше дело, в которое надо вливаться, есть наша вера, которой надо придерживаться.
Сегодня же рынок навязывает обществу рецепт семьи, построенной вокруг ребенка. Это заведомо проигрышная стратегия, существующая лишь для того, чтобы выкачивать деньги из домохозяйств. Рынок не хочет, чтобы семья строилась правильно, потому что тогда она будет удовлетворять большинство своих потребностей сама, внутри себя.
Есть такая прекрасная индейская поговорка: «Ребенок – гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти».
Накормить – и дурак сможет, воспитать – это уже сложнее, а вот уметь ребенка с первых минут его жизни потихоньку от себя отпускать – это и есть любовь. Ты как всегда прав, Чингачгук.
Дмитрий Соколов-Митрич. Православный журнал «Фома». Публикуется с сокращениями.

 

Жизнь продолжается

Читальный зал

«Флавиан. Жизнь продолжается» — это не просто название новой книги протоиерея Александра Торика. Жизнь продолжается – это девиз, настроение, которым пропитана повесть от начала до конца. Будни православного мирянина однообразные и серые? Ничего подобного! Сколько интересных людей, сколько жизненных историй проходит мимо главного героя книги.
Нужно отдать должное писательскому таланту А. Торика. Книга получилась живой, ее сюжет держит внимание от первого до последнего абзаца. Творение православного писателя вышло поучительным. И что удивительно – в нем отсутствует менторский тон, перст, указующий как надо поступать, а как нет.
Став писателем, автор все же остается верен своему призванию — чувствуется, что писал повесть духовный наставник. Не так давно у нас в стране была истерия по поводу вводимых ИНН и новых паспортов. Многие тогда пытались объявить их «печатями сатаны» и заставить верующих отказаться от этих документов. Один из героев повести отец Флавиан доказывает абсурдность подобных утверждений. Взяв в руки апокалипсис Иоанна Богослова, где говорится о «печати», Флавиан разносит в пух и прах подобные предрассудки.
Вообще, книга Александра Торика дышит жизнью, показывает ее полноту, которой можно достичь с верой во Христа. Истории людей, описанные в книге интересны сами по себе. Знаменитый артист, профессор или муж-алкоголик. Разные характеры, судьбы, различное социальное положение. Но насколько схожими в чем-то главном оказываются эти люди. Известный актер, исповедуясь на смертном одре, приходит к мысли, что всю жизнь он, оказывается, служил не «высокому искусству», а своей собственной страсти – тщеславию. Другой персонаж оказывается рабом алкоголя. Столь разных людей объединяет одно – вера. Собственная или близких людей, вера, которая преображает жизнь.
Отдельно надо сказать о языке, которым написана книга. Автор использует слова современной разговорной речи. Повесть пестрит неологизмами, такими как «крутой», «котлета», «кайф». Слишком далеки они от народа – вот то, чего точно не скажешь о современном священнике, авторе повести. Доступный язык и увлекательное повествование делают новую книгу А. Торика интересной самому широкому кругу читателей.

Крещение

С праздником!
Холодная прорубь, горячий чай…
Каждый год в ночь на 19 января качканарский пруд становится многолюдным. Несмотря на мороз, горожане идут окунаться в прорубь. Этот год не стал исключением. Праздник Крещения Господня собрал верующих на берегу пруда. Среди купающихся в проруби были и те, для кого окунаться на Крещение стало доброй традицией. По словам многих, такое купание дает заряд бодрости на целый год.
Перед Праздником Крещения была оттепель, но к 19 января установился мороз. Ледяная купель принимала горожан, погружавшихся в воду с головой по три раза – во Имя Святой Троицы. Народ шел на пруд, начиная с двух часов дня 18 января — Крещенского сочельника. Именно в это время настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» отец Геннадий провел там чин освящения воды.
Началом традиции окунаться в прорубь послужило евангельское событие — Крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Поэтому крещенская полынья называется «иорданью».
Горожане отмечают, что в этом году праздничное купание было хорошо организовано. Деревянная купальня вокруг проруби, кафе, в котором можно было согреться и выпить чая, хорошее освещение. Активное участие в этом деле приняла городская администрация, в частности заместитель Главы Качканарского городского округа Владимир Иванович Зюзь. Хочется выразить большую благодарность Владимиру Ивановичу, и всем, кто ему помогал.
Но, конечно главным событием праздника стала литургия в верхнем качканарском храме. По ее завершении был отслужен водосвятный молебен. Праздник Крещения Господня в России один из самых любимых. Об этом говорит хотя бы то, что семь больших емкостей со святой водой быстро пустели. Их наполняли вновь и воду затем освящали.
Крещенскую воду принято пить натощак небольшими порциями. Строго научных данных о ее свойствах, наверное, нет. Ученые, исследовавшие святую воду, обнаружили, что она имеет иную структуру — отличную от простой воды. Те, кто пользуются Крещенской водой знают, что она способствует заживлению ран и к тому же такая вода может стоять очень долго и при этом не потерять своих свойств — сохранить свежесть и приятный вкус.

 

Толерантность

Точка зрения
Это сладкое слово «толерантность».
Люблю задавать людям каверзные вопросы. Один из них я решил адресовать ребенку. Вопрос, конечно, не детский, но и паренек Иван, частенько бывающий в качканарском православном храме, попался думающий и начитанный. Вот ему-то я и задал свой заковыристый вопрос. – Иван, — говорю, — что полезного, на твой взгляд, дала современной России западная цивилизация? Парень ненадолго задумался и уверенно выдал: «Пасхальные наклейки на яйца! А еще магнитики на холодильник с поздравлениями к Пасхе и Рождеству!» Другие дети в ряду полезных приобретений нашей державы наверняка указали бы газированную воду, пиццу и другие, незаметно подтачивающие физическое здоровье продукты.
Из-за границы к нам пришли и современные технологии – персональные компьютеры и интернет. Вроде бы совсем неплохо – затратил несколько минут и получил нужную книгу или важную информацию. Однако интернет и новомодные гаджеты – это все-таки не главное. Вместе со всеми этими техническими диковинами мы, хотим того или нет, ввозим и западный образ жизни. Думаю, нет нужды подробно останавливаться на этом явлении. Скажу только, что жизненное кредо современного западного общества выражено в «Великой американской мечте», мечте заработать побольше денег…
Современные ученые называют западное общество «постхристианским». Движущей жизненной силой там являются не заповеди Христа, а нечто совсем иное. Конечно, не стоит ограничивать круг интересов западного человека только стремлением к комфорту. На тамошний духовный рынок выброшено много различных понятий: «эмансипация», «политкорректность», «толерантность». Последнюю пытаются сегодня насадить и в нашей стране. Этот заморский зверь, не так давно появившийся в нашем языке, для многих жителей России пока еще сродни «плюрализму» и «консенсусу» — терминам, которыми щеголяли политические модники 90-х. Сейчас в моду входит толерантность… Вот как это понятие определяет интернет-источник «Википедия»: «Толерантность — социологический термин, означающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям». Очень симпатичная упаковка и сладкий вкус, просто идеологическая газировка! Только вот какого рода «жажду» она утоляет? Вот как высказался по этому поводу профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов: «Что такое толерантность? Дважды два четыре — хорошо, дважды два три с полтиной — тоже неплохо!»
Некоторые мировые события последних месяцев 2013 года показали, что толерантность на западе – дорога с односторонним движением. Случай на норвежском телевидении, когда ведущую новостей уволили за то, что она выходила в эфир, надев нательный крестик, говорит о том, что в отношении ее религиозных взглядов была проявлена абсолютная нетерпимость. Создается впечатление, что толерантными быть предлагают именно христианам, а по отношению же к ним самим позволяется проявлять полную нетерпимость. В чем же дело, почему на западе христиане начали подвергаться гонениям? Сам термин «постхристианское общество», употребляемый в отношении запада, говорит о многом. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)». (Мф. 6, 24.) Эта цитата из Евангелия, на мой взгляд, очень точно характеризует западное общество, а конкретно его выбор в пользу одного из «господ». Но не столько жажда наживы заставляет идти людей против Христовой церкви. Христианская мораль прямо выступает против порока. В связи с этим внедрение в России «толерантности» приобретает зловещий оттенок. По сути людей призывают быть терпимыми к пороку. Чем это грозит человеку в духовном плане? Если во внутреннем отношении человека, например, к разврату нет эмоционального неприятия, то такой человек, глядя на других, со временем может сам этим заразиться. В данном случае толерантность уничтожает «нравственный иммунитет», размывая грань между добром и злом. «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение…» (Лк. 12, 51.) Эти слова Иисуса как раз и говорят о неприятии порока.
Что собой представляет толерантность в семье? Допустим, ребенок начал курить или связался с дурной компанией. Как в этом случае вести себя родителям? Проявить терпимость к «иному образу жизни» или все же попытаться вытащить свое чадо из омута?
Религиозная терпимость в нашей стране просто необходима. Мирный диалог между религиозными конфессиями – один из факторов стабильности в России. Однако терпимость к другим религиям вовсе не означает того, что Православная Церковь должна молчать. В частности, если говорить о позиции Церкви относительно новомодных учений, имеющих в своей основе оккультизм или магию, то она резко отрицательная.
Отдельно хочется сказать о национальной терпимости. Это то, чего нам сегодня особенно не хватает. А ведь именно в этом вопросе православие может явиться объединяющим началом. Православная вера вовсе не определяется национальностью человека. «Я русский, значит я православный» — тот, кто думает подобным образом, глубоко заблуждается. Православие не знает ни расовых, ни территориальных границ. Свет Христов просвещает всех!
И все-таки, толерантность – это хорошо или плохо? На мой взгляд, в том виде, в каком она распространяется в мире сейчас, хорошего от нее ждать не стоит. Ведь терпимое отношение должно быть взаимным. В ситуации, когда терпимыми призывают быть одних, а другим дозволяется проявлять полную нетерпимость, толерантность видится мне как средство, направленное на моральное разложение общества.
Вадим Мальгин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *